10 марта 2023

Чем частная школа отличается от государственной: мнение родителей, педагогов и детей

Мы понимаем, что в блоге частной школы сложно ожидать объективного взгляда по этой теме. Поэтому мы решили задать вопросы тем, у кого есть опыт взаимодействия как с государственной школой, так и с частной. Беспристрастно записали ответы и собрали в табличку. Надеемся, вам будет полезно.

Мнение педагогов

«В государственной школе очень много отчетов по работе с детьми, а самой работы с детьми очень мало»

Коротко: Государственные школы хорошо готовят к экзаменам и олимпиадам, более тщательно отбирают педагогов, а у детей шире круг общения. С другой стороны в госшколе много бюрократии, внимание учителей уходит на бумажки, а не на детей. Из-за большого количества учеников, нет индивидуальной работы, задают много домашних заданий, а уроки ведут шаблонам, которые нельзя менять.

Частная школа проявляет больше эмпатии к каждому ребенку, но часто не может найти баланс между академической работой и социальными навыками. Найти хорошую частную школу не легче, чем найти хорошую государственную.
Коротко: Государственные школы хорошо готовят к экзаменам и олимпиадам, более тщательно отбирают педагогов, а у детей шире круг общения. С другой стороны в госшколе много бюрократии, внимание учителей уходит на бумажки, а не на детей. Из-за большого количества учеников, нет индивидуальной работы, задают много домашних заданий, а уроки ведут шаблонам, которые нельзя менять.

Частная школа проявляет больше эмпатии к каждому ребенку, но часто не может найти баланс между академической работой и социальными навыками. Найти хорошую частную школу не легче, чем найти хорошую государственную.

«Если объединить преимущества государственных и частных школ, получится супер-система»

Коротко: До сих пор все очень сильно зависит от человеческого фактора. Частная школа не является панацеей, а государственная школа — это далеко не всегда синие стены и злые учителя. Мне кажется, что частное и государственное образование не готовы вступать в диалог, хотя это было бы очень ценно. Потому что системе, которая давно существует, есть чем поделиться с системой, которая только начинает формироваться.
Коротко: До сих пор все очень сильно зависит от человеческого фактора. Частная школа не является панацеей, а государственная школа — это далеко не всегда синие стены и злые учителя. Мне кажется, что частное и государственное образование не готовы вступать в диалог, хотя это было бы очень ценно. Потому что системе, которая давно существует, есть чем поделиться с системой, которая только начинает формироваться.

Мнение родителей

«Был предрассудок о том, что частная школа — это тепличные условия»

Два года водил сына в государственную школу, потом перевел в частную.
Семён Ляшенко
Коротко: Попасть в хорошую государственноую школу — это вопрос случайности. Мне в детстве очень повезло со школой: у нас было много внеакадемических занятий, внимательные педагоги, и небольшие классы. Моему сыну повезло меньше: в классе было 30 детей, педагог достался отстраненный, домашка однообразная. К концу второго класса мы заметили, что слово «задание» вызывает у ребенка апатию, и интерес к учебе пропадает. Нас это насторожило, и мы решили искать частную школу. Поскольку решать такой вопрос нужно не только дома, но и внутри школы — это командная работа.

Было опасение, что частная школа — это такие тепличные условия. Ненастоящий социум, из которого будет больно выходить в реальную жизнь со всем спектром ее хороших и нехороших проявлений. Казалось, что государственная школа дает больший спектр стрессовых ситуаций и прививок, которые потом могут адаптировать тебя к реальности. Но эти опасения достаточно быстро развеялись — и учителя, и ученики, и их семьи оказались живыми людьми, близкими нам по духу. Это позволило пройти адекватно и безопасно через любые ситуации, которые так или иначе возникают на пути подвижного детского коллектива.
Коротко: Попасть в хорошую государственноую школу — это вопрос случайности. Мне в детстве очень повезло со школой: у нас было много внеакадемических занятий, внимательные педагоги, и небольшие классы. Моему сыну повезло меньше: в классе было 30 детей, педагог достался отстраненный, домашка однообразная. К концу второго класса мы заметили, что слово «задание» вызывает у ребенка апатию, и интерес к учебе пропадает. Нас это насторожило, и мы решили искать частную школу. Поскольку решать такой вопрос нужно не только дома, но и внутри школы — это командная работа.

Было опасение, что частная школа — это такие тепличные условия. Ненастоящий социум, из которого будет больно выходить в реальную жизнь со всем спектром ее хороших и нехороших проявлений. Казалось, что государственная школа дает больший спектр стрессовых ситуаций и прививок, которые потом могут адаптировать тебя к реальности. Но эти опасения достаточно быстро развеялись — и учителя, и ученики, и их семьи оказались живыми людьми, близкими нам по духу. Это позволило пройти адекватно и безопасно через любые ситуации, которые так или иначе возникают на пути подвижного детского коллектива.

Мнение детей

«Там на тебя всем пофиг, а здесь на тебя всем не пофиг»

Мы задали несколько открытых вопросов детям, которые раньше учились в госудраственной школе. Вот несколько цитат.

О государственной школе
«Учителя не нравились, задирали»
«Оценки не нравились»
«Все время куча людей в коридорах»
«Домашку по 4 часа делают»

О частной школе
«Уроки интересные»
«Индивидуальный подход: если что-то не понимаешь, тебе объясняют»
«Здесь уроки легче. Не в смысле, что легкая программа, а в смысле, что детей меньше и легче запомнить»
«Там на тебя всем пофиг, а здесь на тебя всем не пофиг»
«Не нравится, что много правил»
«Не нравится, что тут школа до пяти»
«Педагоги веселые и кидают меня в снег»
«Педагоги современные и шарят за всё»
«Учителя добрые»
«Пространства много»
«Могу одеваться как хочу»
«Рад, что нет домашки»
Мы задали несколько открытых вопросов детям, которые раньше учились в госудраственной школе. Вот несколько цитат.

О государственной школе
«Учителя не нравились, задирали»
«Оценки не нравились»
«Все время куча людей в коридорах»
«Домашку по 4 часа делают»

О частной школе
«Уроки интересные»
«Индивидуальный подход: если что-то не понимаешь, тебе объясняют»
«Здесь уроки легче. Не в смысле, что легкая программа, а в смысле, что детей меньше и легче запомнить»
«Там на тебя всем пофиг, а здесь на тебя всем не пофиг»
«Не нравится, что много правил»
«Не нравится, что тут школа до пяти»
«Педагоги веселые и кидают меня в снег»
«Педагоги современные и шарят за всё»
«Учителя добрые»
«Пространства много»
«Могу одеваться как хочу»
«Рад, что нет домашки»
Частная школа с гуманным подходом к ребенку
Приходите на личную встречу с куратором школы.
Частная школа с гуманным подходом к ребенку
Приходите на личную встречу с куратором школы.
Фотографии: Катя Никитина
Текст, иллюстрации и верстка: Саша Родной
Раз в месяц присылаем новые статьи на почту
Подпишитесь на рассылку Моей Школы