6 февраля 2023

Нужны ли в школе домашние задания

Интервью с основательнецей Моей Школы Еленой Смирновой
Как работает частная школа без домашних заданий. В чем польза и вред домашки, и можно ли без нее надежно закрепить пройденный материал.

— Почему домашка есть в государственных школах и в чем ее польза?

Домашние задания помогают закрепить материал. Учитель дает на уроке теорию деления в столбик, ученики записывают правила, а дома тренируются делить самостоятельно. Практическая работа необходима — без нее теоретические знания быстро забываются.

Домашка помогает нагнать пропущенные темы, если ребенок несколько дней болел.

Домашку удобно использовать учителям. Когда в классе 30 детей и одно задание на всех, его легче проверять и отслеживать результаты учеников. Если учитель решает раздать детям индивидуальные задания — например, проекты — он многократно увеличивает нагрузку на себя: нужно разбираться в структуре каждой работы и давать персональную обратную связь. Так иногда делают, но в масштабах государственной школы сложно вести индивидуальную работу постоянно. Проще двигаться по типовому плану и давать одинаковые задания на всех.
Домашние задания помогают закрепить материал. Учитель дает на уроке теорию деления в столбик, ученики записывают правила, а дома тренируются делить самостоятельно. Практическая работа необходима — без нее теоретические знания быстро забываются.

Домашка помогает нагнать пропущенные темы, если ребенок несколько дней болел.

Домашку удобно использовать учителям. Когда в классе 30 детей и одно задание на всех, его легче проверять и отслеживать результаты учеников. Если учитель решает раздать детям индивидуальные задания — например, проекты — он многократно увеличивает нагрузку на себя: нужно разбираться в структуре каждой работы и давать персональную обратную связь. Так иногда делают, но в масштабах государственной школы сложно вести индивидуальную работу постоянно. Проще двигаться по типовому плану и давать одинаковые задания на всех.

— Что не так с домашкой?

Я считаю, что отдавать работу домой не очень эффективно, а в некоторых ситуациях даже вредно. Вот почему:

У ребенка остается мало времени на отдых. Уроки длятся 5−6 часов, ребенок приходит домой и тратит еще несколько часов на домашку. Рабочий день ребенка выходит длиннее, чем у взрослого, а многие при этом учатся 6 дней в неделю. Такое количество нагрузки часто ведет к выгоранию и демотивации. Учеба становится чем-то, с чем надо «справиться», «добить и выдохнуть».

Одинаковая домашка не учитывает уровень ребенка. Одному ученику деление столбиком покажется слишком сложным, он не сможет выполнить задание и самостоятельно разобраться в ошибках. Другой ребенок наоборот решит все легко и захочет продвинуться дальше, но у него не будет такой возможности. Домашка в классическом виде не дает инструментов для работы с индивидуальными особенностями — таланты не подпитываются, а дефициты не восполняются.

Ответственность перекладывается с педагога на родителей. Ученики начальных классов не могут (и не должны в силу возрастных особенностей) работать самостоятельно. Когда ребенок получает работу на дом, родителю приходится контролировать ее выполнение. Нередко это заканчивается тем, что уставшая мама возвращается с работы и до часу ночи клеит аппликацию, потому что ребенок вспомнил о ней только перед сном.

В свободное от школы время важно переключаться с учебы на что-то другое: проводить время с семьей и друзьями, ходить в музеи, гулять, играть или просто валяться на диване. Это дает силы на то, чтобы в школе учиться более эффективно и запоминать больше.
Я считаю, что отдавать работу домой не очень эффективно, а в некоторых ситуациях даже вредно. Вот почему:

У ребенка остается мало времени на отдых. Уроки длятся 5−6 часов, ребенок приходит домой и тратит еще несколько часов на домашку. Рабочий день ребенка выходит длиннее, чем у взрослого, а многие при этом учатся 6 дней в неделю. Такое количество нагрузки часто ведет к выгоранию и демотивации. Учеба становится чем-то, с чем надо «справиться», «добить и выдохнуть».

Одинаковая домашка не учитывает уровень ребенка. Одному ученику деление столбиком покажется слишком сложным, он не сможет выполнить задание и самостоятельно разобраться в ошибках. Другой ребенок наоборот решит все легко и захочет продвинуться дальше, но у него не будет такой возможности. Домашка в классическом виде не дает инструментов для работы с индивидуальными особенностями — таланты не подпитываются, а дефициты не восполняются.

Ответственность перекладывается с педагога на родителей. Ученики начальных классов не могут (и не должны в силу возрастных особенностей) работать самостоятельно. Когда ребенок получает работу на дом, родителю приходится контролировать ее выполнение. Нередко это заканчивается тем, что уставшая мама возвращается с работы и до часу ночи клеит аппликацию, потому что ребенок вспомнил о ней только перед сном.

В свободное от школы время важно переключаться с учебы на что-то другое: проводить время с семьей и друзьями, ходить в музеи, гулять, играть или просто валяться на диване. Это дает силы на то, чтобы в школе учиться более эффективно и запоминать больше.

— Что использовать вместо домашки?

Мы используем три инструмента: интерактивный формат занятий, тренировку мастерства и дополнительные задания по желанию.
Много практики на уроках. Поскольку в классах не больше 12 детей, у педагога есть возможность вести уроки не только в формате лекций, диктантов и ответов у доски, но использовать:
  • Работу в мини-группах
  • Игры
  • Дебаты
  • Квесты
  • Обсуждения
Например, на уроке, посвященном делению, педагог может раздать детям квитанции за электроэнергию и попросить посчитать сколько электричества потребляют лампочки в одном классе.
Мы используем три инструмента: интерактивный формат занятий, тренировку мастерства и дополнительные задания по желанию.
Много практики на уроках. Поскольку в классах не больше 12 детей, у педагога есть возможность вести уроки не только в формате лекций, диктантов и ответов у доски, но использовать:
  • Работу в мини-группах
  • Игры
  • Дебаты
  • Квесты
  • Обсуждения
Например, на уроке, посвященном делению, педагог может раздать детям квитанции за электроэнергию и попросить посчитать сколько электричества потребляют лампочки в одном классе.
Ежедневная Тренировка мастерства — это обязательный час в расписании, когда можно самостоятельно или с учителем проработать сложный материал или глубже изучить интересный предмет.

Проекты по желанию. Если ребенок явно горит какой-то темой, педагог может предложить ему сделать проект. Например, презентацию о любимом футбольном клубе или выступление о раздельном сборе мусора. Часть работы над проектом ребенок берет домой, но только по своему желанию — это поддерживает здоровую мотивацию учиться. Некоторые проекты ребята делают вместе — это дополнительно учит работать в команде.
Ежедневная Тренировка мастерства — это обязательный час в расписании, когда можно самостоятельно или с учителем проработать сложный материал или глубже изучить интересный предмет.

Проекты по желанию. Если ребенок явно горит какой-то темой, педагог может предложить ему сделать проект. Например, презентацию о любимом футбольном клубе или выступление о раздельном сборе мусора. Часть работы над проектом ребенок берет домой, но только по своему желанию — это поддерживает здоровую мотивацию учиться. Некоторые проекты ребята делают вместе — это дополнительно учит работать в команде.
Чтобы родители оставались в курсе того, что происходит в учебном процессе, кураторы в конце каждой недели присылают подробные отчеты: какие темы разбирали, какие проекты делали, какие были трудности и успехи. Так родители понимают, что сейчас интересует ребенка, могут поддержать разговор или придумать совместную активность в контексте учебы. Например, сходить на спектакль по книжке, которую сейчас читают на литературе, или сходить в музей посвященный эпохе, которую изучают на истории.
Чтобы родители оставались в курсе того, что происходит в учебном процессе, кураторы в конце каждой недели присылают подробные отчеты: какие темы разбирали, какие проекты делали, какие были трудности и успехи. Так родители понимают, что сейчас интересует ребенка, могут поддержать разговор или придумать совместную активность в контексте учебы. Например, сходить на спектакль по книжке, которую сейчас читают на литературе, или сходить в музей посвященный эпохе, которую изучают на истории.

Такие сообщения в конце недели присылает куратор каждого класса. К ним прилагается фотоотчет.

Важно понимать, что отсутствие домашки не отменяет того, что в учебе надо прикладывать усилия и порой преодолевать себя. Обязательные задания в программе есть, просто их доля ограничена, а с трудностями помогает разобраться педагог.

При переходе в среднюю школе полезно постепенно добавлять домашнюю работу. В этом возрасте дети уже лучше себя контролируют и готовы учиться тайм-менеджменту и самостоятельному ведению проектов. Если ребенок делает домашку до полуночи, потому весь день играл в приставку, в будущем будет тяжело перестраиваться в рабочий режим и организовывать время. Но сначала надо сформировать внутреннюю мотивацию учиться, а потом учиться самодисциплине.

Посмотреть, как проходят уроки в Моей Школе, обсудить сомнения о «тепличных условиях» и задать вопросы об образовательном процессе можно, записавшись на встречу с куратором школы.
Важно понимать, что отсутствие домашки не отменяет того, что в учебе надо прикладывать усилия и порой преодолевать себя. Обязательные задания в программе есть, просто их доля ограничена, а с трудностями помогает разобраться педагог.

При переходе в среднюю школе полезно постепенно добавлять домашнюю работу. В этом возрасте дети уже лучше себя контролируют и готовы учиться тайм-менеджменту и самостоятельному ведению проектов. Если ребенок делает домашку до полуночи, потому весь день играл в приставку, в будущем будет тяжело перестраиваться в рабочий режим и организовывать время. Но сначала надо сформировать внутреннюю мотивацию учиться, а потом учиться самодисциплине.

Посмотреть, как проходят уроки в Моей Школе, обсудить сомнения о «тепличных условиях» и задать вопросы об образовательном процессе можно, записавшись на встречу с куратором школы.
Приходите на личную встречу с куратором школы.
Приходите на личную встречу с куратором школы.
Эксперт: Елена Смирнова
Фотографии: Катя Никитина
Текст, иллюстрации и верстка: Саша Родной
Раз в месяц присылаем новые статьи на почту
Подпишитесь на рассылку Моей Школы