1 августа 2023

Почему в Моей Школе нет оценок

Как отслеживать прогресс, мотивировать детей, и в какой момент оценки нужны. Интервью с основательницей Моей Школы Еленой Смирновой

— Для начала: почему оценки есть в государственных школах? В чем их польза?

С оценками удобно отслеживать результаты учебы в больших масштабах. Это удобно государству, педагогам и родителям:
  • Государство смотрит на средний балл учеников, определяет рейтинг школ и выделяет премии и гранты.
  • Педагоги могут продемонстрировать родителям результат работы и акцентировать внимание на предметах, с которыми у ребенка трудности.
  • Родители видят срез знаний ребенка и понимают, с какими предметами ему нужна помощь.
Видя оценки ребенка, легко делать выводы: «У Маши стоят пятерки по математике и информатике, а по литературе и русскому — четверки, значит Маша гуманитарий», «У Коли одни тройки, значит он ленивый», «Саше не хватает трех баллов в ЕГЭ по обществознанию, поэтому он не поступит на бюджет». Индивидуально разбираться с каждым учеником тяжело. Когда у педагога 6 классов по 30 детей, в школе, 2 параллели по 11 классов, а в городе 800 школ — оценки остаются единственным инструментом контролировать образовательный процесс.

Проблема в том, что оценки дают слишком упрощенную картину, которая упускает из виду важные детали состояния ребенка: мотивацию, интерес, самооценку, работу над ошибками. В определенных условиях оценки могут нанести вред психике ребенка.

— Какой вред могут нанести оценки?

Ребенок, который идет в первый класс, обычно очень ждет этого дня. Но почему-то к концу четвертого класса он выгорает и уже не мечтает о средней школе. Причин этому может быть много, но если мы говорим про оценки, то вот что я выделю.

Ложная мотивация отвлекает от настоящей учебы

Обычно когда ребенок получает пятерку, его хвалят, за двойки и тройки ругают, а на четверки задают этот знаменитый вопрос: «А почему не пять?» В этом ребенок видит такую причинно-следственную связь: «Когда я получаю пятерки, я хороший и меня любят, а когда двойки — я плохой и меня ругают. Значит, надо любой ценой получать пятерки».

Но чтобы получать высокие оценки, не обязательно хорошо знать предмет. Вместо этого можно:
  • Списать домашку у друга;
  • Скачать ГДЗ (готовые домашние задания) и списывать с них;
  • Скопировать реферат из интернета и перефразировать;
  • Зазубрить и забыть все после контрольной.
Это тренирует находчивость и учит находить простые решения проблем, но совершенно не учит учиться: не подпитывает интерес к предмету, не учит разбираться в новой информации, критически мыслить, задавать вопросы, вести проекты. Ребенок больше зубрит и меньше думает. Эффективность обучения падает и все делается ради одобрения педагога и родителя.

Выученное без мотивации стихотворение забудется через месяц. А когда ты вникаешь в смысл, рефлексируешь и тебе оно нравится — оно оседает в голове на многие годы.

Плохие оценки отбивают желание учиться

Классическая ситуация: начало урока, учитель зачитывает на весь класс оценки за прошедшую контрольную. Катя Смирнова — пять, Кира Иванова — пять, Саша Королькова — два.

В самом начале урока ребенка публично унижают и демотивируют. После такого сложно вникать в то, что говорит учитель, и активно участвовать в занятии. Еще хуже, если оценка сопровождается фразами вроде: «совсем не стараешься», «отвлекался постоянно, и вот твой результат». Вместо поддержки ребенок получает осуждение и насмешку.

Другой пример: тетрадь с сочинением, исписанным красной ручкой с размашистой тройкой в конце. Оценка объективна, ошибки есть — но проблема в том, что ребенок видит акцент на том, что он сделал неправильно, и ноль обратной связи о том, что сделано хорошо. Из-за этого возникает ощущение, что он только ошибается. С таким давлением бывает трудно справиться даже взрослым, а у ребенка это может совсем отбить мотивацию учиться.

Пятибалльная система также плохо отражает реальный прогресс ученика. Если он на прошлой контрольной сделал 15 ошибок, а на этой 10 — в обоих случаях он получит двойку. Хотя ребенок проделал большую работу, он не увидит ее результата.

Сравнение детей мешает сформировать здоровую самооценку и портит отношения в классе

Если педагог не заботится о том, чтобы корректно озвучивать оценки, они могут стать причиной соперничества, унижения и травли. В классе появляются группы «двоечников» и «ботанов», которые не очень охотно контактируют друг с другом. Дети с низкими оценками чувствуют себя хуже отличников, а те наоборот — свысока смотрят на двоечников. Это мешает совместной работе, не учит помогать друг другу.

Пример совместного проекта учеников 2 класса

— Как все это может повлиять на ученика будущем?

Представим, что Саша Королькова, о которой мы говорили выше, выросла и забрала весь неприятный школьный опыт с собой во взрослую жизнь.

Плохая самооценка мешает Саше адекватно воспринимать свои сильные стороны. Она склонна обесценивать свои успехи, сравнивать себя с более успешными друзьями, чувствовать себя самозванкой. Саше сложно строить карьеру и получать удовлетворение от работы, потому что она во всем видит только свои ошибки.

Отвращение к процессу учебы мешает Саше узнавать новое. Чтение книг, прохождение курсов, лекции или образовательные видео вызывают скуку и всегда проигрывают на фоне развлечений. Даже если у Саши появляется новое увлечение в виде, например, музыки, она сто раз подумает прежде, чем взяться за учебник по сольфеджио или мастер-классы на Ютубе. Она не учится, потому что в детстве получила небезопасный опыт.

Соревновательность мешает Саше выстраивать командную работу. Вместо того, чтобы помогать коллегам и вместе решать задачи, она старается выглядеть лучше других в глазах руководителя. Персональная «пятерка» становится важнее, чем атмосфера в команде и общий результат.

— Но ведь во взрослой жизни появляется зарплата и это тоже своего рода оценка. Почему надо отказываться от оценок в школе, если в жизни все равно придется с ними столкнуться?

Важно сначала сформировать внутреннюю мотивацию, а потом внедрять внешнюю. В примере с работой внутренняя мотивация — это, например:
  • Приносить пользу миру
  • Решать интересные задачи
  • Общаться с классными коллегами
  • Развиваться, учиться, пробовать новое
Если все это убрать и оставить только внешнюю мотивацию деньгами, такая работа будет радовать не долго. Поэтому мы учим детей понимать, зачем они учатся — нащупывать эту внутреннюю мотивацию уже в начальной школе, укреплять самооценку.

В этом контексте обычно еще говорят про «тепличные условия». Родители часто беспокоятся о том, что в частной школе без оценок детей воспитывают слишком нежно, и когда ребенок оказывается в новой школе или другой среде, это становится для него шоком.

Но у нас не тепличная среда: у нас бывают конфликты, обиды, слезы, лень, злость на непонятные темы и так далее. Разница в том, что мы не бросаем ребенка одного разбираться с этими проблемами, а помогаем вдумчиво через них пройти. Учим здоровой коммуникации и пониманию своих эмоций.

Стикеры, которые использовали дети на практической работе по математике

— Можно ли обойтись без оценок в школе? Что использовать вместо них?

Я считаю, что в начальной школе можно и нужно работать без оценок. Задачи начальной школы — укрепить в ребёнке естественную мотивацию к учебе, нащупать сферы интересов и дать инструменты, чтобы учиться эффективнее. Для решения этих задач лучше использовать не оценки, а индивидуальную обратную связь.

За время изучения предмета, ребенок может по-разному усваивать темы: склонения понял хорошо, а с падежами все очень трудно. Учитель видит трудности и обсуждает их с ребенком: «Смотри, вот это задание ты сделал правильно и здорово, что ты не забыл про слова-исключения. А вот тут ошибка, давай разберёмся. Как бы ты сейчас его решил? Что для тебя было сложно? Давай я дам тебе еще одно задание и ты попробуешь сам его сделать».

Конечно, такой подход невозможен, когда в классе 30 детей — учитель просто не успеет с каждым так пообщаться. Поэтому у нас в классах не больше 12 учеников.

Вместо сравнения детей друг с другом мы учим взаимопомощи. Саша понимает, что сегодня она поможет Ване с суффиксами, потому что ему тяжело — а завтра Ваня поможет ей с транскрипциями потому что с этим он разобрался быстрее. Элемент соревновательности на раннем уровне убирается — у детей нет причин обгонять одноклассников по оценкам и класс становится сплоченнее.

— А как родителям отслеживать прогресс ребёнка?

Для родителей мы готовим письменные репорты и проводим личные встречи раз в полугодие, где даем подробную обратную связь по каждому предмету.

Пример репорта, который мы готовим для родителей. Прочитать целиком.

— А как же ЕГЭ? Там же балльная система. Как подготовиться к ней без оценок?

Без оценок никак. Надо вводить оценки, начиная со средней школы. Если в начальной школе все сделать правильно, то к 5 классу ребенок поймёт, зачем он учится, нащупает свою сферу интересов и научится отделять оценку своей работы от оценки своей личности. Добавляя оценки в средней школе учим детей планировать действия для достижения нужного результата.

Допустим, Саша Королькова поняла, что ей интересны юридические факультет в трех ВУЗа. Она смотрит проходные баллы в каждый и понимает, какого результата по экзаменам ей надо достичь, чтобы поступить на бюджет. Понимает, что историю и литературу она знает хорошо, а обществознанием надо отдельно позаниматься с репетитором. Саша делает это не потому, что «это престижные вузы» или «туда поступают только самые крутые», а потому что ей это интересно.

Саша понимает, что, если она не дотянет до нужного результата — это не конец света и не признак того, что она «бестолочь».

Важно помнить что польза или вред оценки определяется тем, как ее преподносит учитель. Если учитель не переносит оценку на личность ребёнка и конструктивно помогает улучшить результат, это идет на пользу.
Приходите на встречу с куратором и посмотрите на школу изнутри.
Эксперт: Елена Смирнова
Текст и верстка: Саша Родной
Фотографии: Катя Никитина
Раз в месяц присылаем новые статьи на почту
Подпишитесь на рассылку Моей Школы