26 мая 2023

Нужно ли делать уроки с ребенком

Как держать баланс между поддержкой и перекладыванием ответственности? Надо ли делать уроки с детьми и что, если самостоятельно они учиться не хотят?

Почему делать уроки вместе с ребенком вредно

Одна из причин — это обоюдное раздражение. Родителей напрягает, что они должны брать на себя работу учителя, а дети чувствуют давление и боятся наказания за плохой результат. Такой эмоциональный фон нарушает связь между родителем и ребенком, портит атмосферу в семье.

Слишком активное участие родителей в выполнении домашней работы может мешать ребенку стать самостоятельным и ответственным. Когда родитель делает уроки за ребенка, он лишает его возможности лично разобраться с материалом, совершить ошибки и научиться работать с информацией. Важно помнить, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит на ученике, а не на родителях.

Тем не менее бывают ситуации, когда ребенку нужна помощь с домашкой: например, в начальных классах или с особенно сложными заданиями.
Одна из причин — это обоюдное раздражение. Родителей напрягает, что они должны брать на себя работу учителя, а дети чувствуют давление и боятся наказания за плохой результат. Такой эмоциональный фон нарушает связь между родителем и ребенком, портит атмосферу в семье.

Слишком активное участие родителей в выполнении домашней работы может мешать ребенку стать самостоятельным и ответственным. Когда родитель делает уроки за ребенка, он лишает его возможности лично разобраться с материалом, совершить ошибки и научиться работать с информацией. Важно помнить, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит на ученике, а не на родителях.

Тем не менее бывают ситуации, когда ребенку нужна помощь с домашкой: например, в начальных классах или с особенно сложными заданиями.

Как правильно помогать с домашкой

Если вы решаете помочь ребенку с домашней работой, важно делать это так, чтобы ребенок большую часть работы проделывал сам и формировал внутреннюю мотивацию к учебе. Вот несколько рекомендаций, как помогать корректно:
  1. Не давать ответы, а задавать вопросы. Спросите ребенка, как он понимает задание и как бы он его решил. Затем предоставьте ему необходимую теорию или объяснение, чтобы помочь разобраться. Важно не делать задание за ребенка, а лишь указать путь к его самостоятельному выполнению.
  2. Разрешить ошибаться. Не исправляйте все ошибки ребенка. Позвольте ему сделать свои ошибки и извлечь из них урок. При обнаружении ошибки можно сказать: «Мне кажется, здесь есть ошибка. Как думаешь, в чем?». Таким образом, ребенок будет учиться самостоятельно находить и исправлять ошибки.
  3. Создать комфортную рабочую обстановку. Иногда ребенку необходима помощь не только в выполнении задания, но и в создании комфортной рабочей среды. Удобное рабочее место, комфортное освещение, наглядное расписание. Можно совместно с ребенком создать таблицу по предметам и задачам на день, в которой ребенок будет ставить галочки и видеть свой прогресс.
  4. Научить гуглить. Помогите ребенку научиться искать информацию в сети, если он не может вспомнить ее самостоятельно. Искать информацию не менее важно, чем запоминать ее.
Такой подход создает почву для постепенной передачи ребенку ответственности за свою учебу. Дальше поговорим о том, как проговорить с ребенком передачу этой ответственности.
Если вы решаете помочь ребенку с домашней работой, важно делать это так, чтобы ребенок большую часть работы проделывал сам и формировал внутреннюю мотивацию к учебе. Вот несколько рекомендаций, как помогать корректно:
  1. Не давать ответы, а задавать вопросы. Спросите ребенка, как он понимает задание и как бы он его решил. Затем предоставьте ему необходимую теорию или объяснение, чтобы помочь разобраться. Важно не делать задание за ребенка, а лишь указать путь к его самостоятельному выполнению.
  2. Разрешить ошибаться. Не исправляйте все ошибки ребенка. Позвольте ему сделать свои ошибки и извлечь из них урок. При обнаружении ошибки можно сказать: «Мне кажется, здесь есть ошибка. Как думаешь, в чем?». Таким образом, ребенок будет учиться самостоятельно находить и исправлять ошибки.
  3. Создать комфортную рабочую обстановку. Иногда ребенку необходима помощь не только в выполнении задания, но и в создании комфортной рабочей среды. Удобное рабочее место, комфортное освещение, наглядное расписание. Можно совместно с ребенком создать таблицу по предметам и задачам на день, в которой ребенок будет ставить галочки и видеть свой прогресс.
  4. Научить гуглить. Помогите ребенку научиться искать информацию в сети, если он не может вспомнить ее самостоятельно. Искать информацию не менее важно, чем запоминать ее.
Такой подход создает почву для постепенной передачи ребенку ответственности за свою учебу. Дальше поговорим о том, как проговорить с ребенком передачу этой ответственности.

Как перестать делать уроки с ребенком

Вот что мы предлагаем:
  1. Донести до ребенка, что выполнение домашних заданий — это его ответственность перед педагогами, а не перед вами. Важно, чтобы ребенок уходил из школы с ощущением, что домашку дают именно ему, а не родителям. Это важно, потому что даже самый лучший родитель не является экспертом во всех школьных предметах — и лучше обращаться за обратной связью к учителям.
  2. Честно объяснить причину. Скажите ребенку, что вам нужно время на выполнение своих дел, за которые вы несете ответственность так же, как он — за домашку. Но дайте понять, что вы готовы помочь, если потребуется.
  3. Показать ребенку, что вы верите в его способности и что он сам может справиться с домашней работой. Постепенно уменьшайте свое присутствие и помощь, предоставляя ему больше независимости.
  4. Создать условия для самостоятельной работы. Помогите ребенку научиться планировать свое время и организовывать свою работу. Предложите ему использовать таймеры, расписания или другие инструменты, которые помогут ему структурировать процесс выполнения заданий.
  5. Получать обратную связь от ребенка. Если у ребенка появятся трудности с какими-то предметами, полезно задать ему вопросы: «Как ты? Хочешь поделиться? Были ли сложности? В чем?»
  6. Быть на связи с учителем. Если вы замечаете, что ребенок не справляется с домашней работой или игнорирует ее, обратитесь к учителю, чтобы выяснить причины и получить рекомендации.
Вот что мы предлагаем:
  1. Донести до ребенка, что выполнение домашних заданий — это его ответственность перед педагогами, а не перед вами. Важно, чтобы ребенок уходил из школы с ощущением, что домашку дают именно ему, а не родителям. Это важно, потому что даже самый лучший родитель не является экспертом во всех школьных предметах — и лучше обращаться за обратной связью к учителям.
  2. Честно объяснить причину. Скажите ребенку, что вам нужно время на выполнение своих дел, за которые вы несете ответственность так же, как он — за домашку. Но дайте понять, что вы готовы помочь, если потребуется.
  3. Показать ребенку, что вы верите в его способности и что он сам может справиться с домашней работой. Постепенно уменьшайте свое присутствие и помощь, предоставляя ему больше независимости.
  4. Создать условия для самостоятельной работы. Помогите ребенку научиться планировать свое время и организовывать свою работу. Предложите ему использовать таймеры, расписания или другие инструменты, которые помогут ему структурировать процесс выполнения заданий.
  5. Получать обратную связь от ребенка. Если у ребенка появятся трудности с какими-то предметами, полезно задать ему вопросы: «Как ты? Хочешь поделиться? Были ли сложности? В чем?»
  6. Быть на связи с учителем. Если вы замечаете, что ребенок не справляется с домашней работой или игнорирует ее, обратитесь к учителю, чтобы выяснить причины и получить рекомендации.

Если ребенок не делает уроки самостоятельно

Если вы узнаете от учителя, что ребенок ничего не сделал, лучше прямо сказать об этом ребенку и поинтересоваться, почему так. Стараться не давить, а оказывать поддержку. Ребенок забивает на домашку не потому что хочет, а потому что что-то ему мешает — надо разобраться, что именно. Если ребенок совсем не любит какой-то предмет, можно договориться о днях, в которые можно не делать по нему домашку. Ребенок почувствует, что вы на его стороне, и по крайней мере перестанет саботировать выполнений домашних заданий под чувством давления.

Некоторые родители используют карманные деньги как мотивацию для учебы: приносишь пятерки — получаешь деньги, приносишь двойки — не получаешь. Мы не рекомендуем так делать. Карманные деньги создают искусственную внешнюю мотивацию и не дают ребенку понимание, зачем ему учиться, не пробуждают внутренний интерес.

В Моей Школе не задают домашние задания, потому что на уроках много практики, а в расписании есть ежедневный час на самостоятельную работу. Если вам интересен наш подход, приходите на встречу с куратором школы.
Если вы узнаете от учителя, что ребенок ничего не сделал, лучше прямо сказать об этом ребенку и поинтересоваться, почему так. Стараться не давить, а оказывать поддержку. Ребенок забивает на домашку не потому что хочет, а потому что что-то ему мешает — надо разобраться, что именно. Если ребенок совсем не любит какой-то предмет, можно договориться о днях, в которые можно не делать по нему домашку. Ребенок почувствует, что вы на его стороне, и по крайней мере перестанет саботировать выполнений домашних заданий под чувством давления.

Некоторые родители используют карманные деньги как мотивацию для учебы: приносишь пятерки — получаешь деньги, приносишь двойки — не получаешь. Мы не рекомендуем так делать. Карманные деньги создают искусственную внешнюю мотивацию и не дают ребенку понимание, зачем ему учиться, не пробуждают внутренний интерес.

В Моей Школе не задают домашние задания, потому что на уроках много практики, а в расписании есть ежедневный час на самостоятельную работу. Если вам интересен наш подход, приходите на встречу с куратором школы.
12 детей в классе, индивидуальная образовательная программа и обучение в историческом здании в Новой Голландии. Приходите на встречу с куратором, чтобы познакомиться с нашим подходом.
12 детей в классе, индивидуальная образовательная программа и обучение в историческом здании в Новой Голландии. Приходите на встречу с куратором, чтобы познакомиться с нашим подходом.
Эксперт: Настя Андреева
Фотографии: Катя Никитина
Текст и верстка: Саша Родной
Раз в месяц присылаем новые статьи на почту
Подпишитесь на рассылку Моей Школы