7 сентября 2023

Как выбрать частный детский сад

На что обращать внимание при выборе сада и почему не стоит ориентироваться на первое впечатление ребенка.

Выпишите, что для вас важно в саду

Идеальный сад найти сложно, зато можно найти тот, что подходит под ваши задачи. Продолжите фразу: «Мне нужен сад, чтобы…». Предположим несколько вариантов:
  • Выйти на работу. Тогда важен график и расположение. Чтобы можно было привозить ребенка в удобное для вас время: например, с 8:00 до 20:00. Удобно будет найти в сад рядом с домом или работой — чтобы не тратить время на дорогу.
  • Социализировать ребенка. Например, дома есть няня, или родители сами проводят время с ребенком, но понимают, что ему не хватает общения с другими детьми. Тогда можно искать сад не на полный день, а на несколько часов.
  • Получить помощь в уходе за ребенком. Подходит для родителей, которые чувствуют, что они не в ресурсе и не могут одни растить ребенка. В таком случае надо искать педагогов с большим опытом работы с детьми.
  • Обеспечить ребенку безопасную среду. Не заразиться от других детей, не получить психологическую травму от некомпетентного педагога, гулять на охраняемой огороженной территории. В этом случае важен размер группы (чем меньше детей, тем ниже риск заболеть) и правила сада (на занятия не должны пускать детей с симптомами болезни). Выше требования к педагогам и охране территории сада.
  • Развивать навыки. Выговаривать звуки, учить языки, лепить, творить и тренировать эмоциональный интеллект. В этом случае родитель смотрит на программу занятий, обстановку в классах и возможность индивидуального подхода.
  • Получить помощь в воспитании, если родители чувствуют, что сами не справляются. Например, если ребенок «дикий», «невоспитанный», «неуправляемый», часто истерит и непонятно, что с этим делать. В этом случае ищут опытных педагогов, которые знают, как работать с такими особенностями поведения.
Поняв задачи, можно выбрать критерии, по котором вы будете искать сад:
  • Расположение
  • График
  • Стоимость
  • Программа занятий
  • Опыт педагогов
  • Методики
  • Количество детей в группе
  • Наличие площадки для прогулки
  • Оснащенность классов и интерьер
Следующий шаг — поиск. Мы предлагаем разбить его на два этапа: сбор информации и личное знакомство.

Этап 1: Сбор информации

Задача этого этапа — составить список садов, которые подходят под ваши задачи. Это те места, на которые вы готовы потратить время и поехать знакомиться лично.

Изучите сайты садов. Откройте гугл-карты, введите в поиске «частный детский сад» и полистайте сайты. Почитайте, какие ценности формулирует команда, и насколько это совпадает с тем, что важно для вас. Одни садики будут делать акцент на бережной адаптации и большом количестве прогулок, другие — на развивающих занятиях, третьи — на альтернативных методиках. Узнайте, по какой программе работает сад: методика Марии Монтессори, вальдорфская педагогика, государственная программа (ФГОС ДО) или комбинация разных подходов. Нормально, если все эти методики вам пока мало о чем говорят. Хороший знак, если на сайте о них написано понятным языком без воды и абстракций.
Наши друзья из Бэби-клуба комбинируют разные образовательные подходы. Кликнув на каждый, можно узнать, в чем их суть.
Что точно должно быть в расписании. Если расписание не выложено на сайте, позвоните и задайте вопрос напрямую. Иногда в саду бывает несколько групп. Если непонятно, какую группу выбрать, выбирайте ту, где есть эти занятия:

  • Прогулки. У дошкольника основное развитие — физическое. Ребенок познает мир через контакт с природой: ковыряется в песке, земле играет с палочками и листиками. Детские площадки с качелями, горками и балансирами помогают развивать координацию. Подвижные игры помогают в социализации и учат общаться. Если расписание устроено так, что дети все время проводят в помещении — этой плохой знак.
  • Спорт и физкультура. Ищите в расписании ОФП, гимнастику, танцы или карате. Эти занятия полезны не только для физического здоровье, но и для будущей адаптации в школе. Физически развитому ребенку проще усидеть за партой, не устать до конца учебного дня и не растеряться от бегающих на переменах одноклассников. Чем регулярнее ребенок получает здоровую физическую нагрузку, тем лучше.
  • Музыка или ритмика. Эти занятия важны для развития речи. Есть дети, которые вместо слова «паровоз» говорят «павоз», потому что не слышат, что они пропустили слог. Развитие ритмики помогает разобраться в слогах.
  • Сон (если ваш ребенок еще спит днем). Пока ребенок сам не перестанет засыпать к обеду, не стоит отменять дневной сон. Показатель, что ребенок готов отказаться от дневного сна — если он комфортно доживает до вечера, высыпается за ночь и просыпается сам, а не потому что его разбудили. Некоторые дети уже в 3 года не спят днем, а кому-то и в 5 лет это все еще нужно.
В остальном расписание может быть наполнено чем угодно. В некоторых садах часть занятий можно собрать под себя: например, если ребенку интересен спорт — отдать его на карате и танцы. Если языки и творчество — на театр и английский.

Каким должно быть питание. Запросите меню и проверьте, чтобы в меню не было слишком жаренной, соленой или сладкой еды. Питание должно быть разнообразным: с овощами, фруктами, мясом, рыбой и крупами.

Одна из причин, почему выбирают частный детский сад — индивидуальное меню. Если у ребенка есть непереносимости некоторых продуктов, узнайте есть ли в саду возможность адаптировать меню под вас.
Пример сбалансированного меню на неделю.
Почитайте отзывы. Особенно негативные. В негативных отзывах можно найти как «красные флаги», так и что-то полезное. Например, какому-то саду могут поставить одну звезду с комментарием: «Отказали в занятиях из-за небольшого насморка. Отвратительное отношение!!» Для родителей ребенка со слабым иммунитетом это будет хороший знак.

Важно, как на негативные отзывы реагирует команда сада. Плохо, если в ответах чувствуется пассивная агрессия и попытка снять с себя ответственность. Если же ошибку признают и пытаются разобраться в проблеме — вполне возможно, что недостаток из отзыва уже исправили.

Этап 2: Личное знакомство

Задача этого этапа — проверить, насколько собранная информация соответствует реальности. Бывает, что качество маркетинга оказывается выше, чем качество работы сада.

Сходите на ознакомительные дни. Это могут быть бесплатные пробные дни, оплачиваемые разовые посещения или прогулки с группой, на которые можно присоединиться и посмотреть, как работают педагоги.
Контрольные вопросы на время пробного периода:
  • Хочет ли ребенок прийти еще раз?
  • Педагог рассказывает про трудности или только про успехи?
  • Отправляют ли вам фотоотчет в течение или в конце дня?
Если ребенку все нравится, а вас что-то смущает, слушайте себя. Может прозвучать странно, но чтобы выбрать правильный сад для ребенка, не надо ориентироваться на его впечатления. На адаптацию в саду может уйти 1−2 месяца. В это время могут быть, волнение, слезы, трудности — и это не будет сигналом о том, что сад не подходит ребенку.

А вот, что может стать таким сигналом:
  • Ребенка заставляют есть: «Пока не доешь, из-за стола не выйдешь»;
  • Ребенок слышит, что на него орет воспитатель;
  • Ребенка наказывают или ругают.
Обычно с такими проблемами сталкиваются родители, которые пытаются выбрать между государственным детским садом и частным, но мы рекомендуем обращать на это внимание даже если вы рассматриваете только частные организации.

Проверьте компетентность педагогов. Формальные критерии не гарантируют, что педагог вам подойдет, но есть минимум, который стоит проверить.

  • Образование. Все педагоги должны иметь диплом педагога или смежной специальности: психолог-педагог, музыкальный педагог, педагог-раннего развития, логопед. Не стесняйтесь спрашивать дипломы и сертификаты — в хорошем саду вам не откажут.
  • Навык обслуживания дошкольников. Есть педагоги, которые любят и умеют играть с детьми, но теряются в бытовых задачах: помочь ребенку сходить в туалет, накормить разом 10 детей или справиться с ситуацией, когда один ребенок отказывается одеваться на прогулку, а другие девять уже успели одеться и вспотеть. Наблюдайте за тем, как педагог общается с детьми в конфликтных ситуациях.
  • Опыт от 3 лет. Этого достаточно, чтобы успеть отработать на практике педагогическую теорию. Педагог с опытом поможет пережить кризис трёх лет (когда ребенок становится упрямым и перестает слушать взрослых), знает, как отучить от соски, и как помочь с бережной сепарацией мамы и ребёнка.

Пообщайтесь с руководителем сада. Финальный этап, чтобы проверить, что вы точно совпадаете в ценностях. Вот несколько вопросов, которые стоит задать:
  • Почему вы открыли сад?
  • Как вы отбираете педагогов?
  • На что в вашем саду основной упор?
  • Есть ли в саду правила? Какие есть ограничения?
  • Есть ли совместные с родителями мероприятия?
На эти вопросы нет правильных и неправильных ответов, но они помогут понять, как команда сада смотрит на свою работу. Наблюдайте за тем, насколько ответы совпадают с вашими ценностями и ожиданиями. Главный критерий — вы должны понимать, что вам говорят. Выбирая сад, родители в каком-то смысле выбирают себе партнера для воспитания ребенка. А партнерские отношения основываются на доверии.

Мы будем рады, если эта статья поможет вам выбрать подходящий садик, даже если вы не остановитесь на нас. Если вы живете в Петербурге, возможно, вам будет интересно почитать про наш сад.
Развиваем логику, речь, память и навыки общения. Оставьте заявку и приходите на пробные дни.
Эксперт: Татьяна Тамборская
Текст и верстка: Саша Родной
Фотографии: Катя Никитина
Раз в месяц присылаем новые статьи на почту
Подпишитесь на рассылку Моей Школы