10 ноября 2022 ● Как быть

Как развивать у ребенка творческие способности

И почему они нужны не только для творчества
Что такое творческие навыки, зачем их развивать и почему не стоит делить детей на «творческих» и «не творческих»

Зачем развивать креативность

Принято считать, что творческие способности — это умение рисовать, танцевать и петь, а вот математика и робототехника — это уже не творчество, а скорее логика. Но творческий подход бывает нужен в самых разных задачах: учебных, бытовых и рабочих.
Принято считать, что творческие способности — это умение рисовать, танцевать и петь, а вот математика и робототехника — это уже не творчество, а скорее логика. Но творческий подход бывает нужен в самых разных задачах: учебных, бытовых и рабочих.
Допустим, ребенок постоянно играет в лего и не любит рисовать. Родителю может показаться, что ребенок не творческий, и ему надо развивать какие-то другие способности. Действительно есть дети, которые от природы более креативны, но если ребенка пока не интересует творчество, мы все равно рекомендуем развивать эти способности с младшего возраста. Вот для чего.
Допустим, ребенок постоянно играет в лего и не любит рисовать. Родителю может показаться, что ребенок не творческий, и ему надо развивать какие-то другие способности. Действительно есть дети, которые от природы более креативны, но если ребенка пока не интересует творчество, мы все равно рекомендуем развивать эти способности с младшего возраста. Вот для чего.

Для работы

Сотрудник без творческих навыков будет хорошо выполнять инструкции, но вряд ли сможет придумать новое решение или оптимизировать существующие процессы.

Например, есть маркетолог Игнат, которого в университете научили, что для успешного продвижения продуктов по радио надо в первые 3 секунды задать провокационный вопрос, вроде: «Боитесь нарваться на недобросовестного застройщика?». Игнат запускает рекламу нового ЖК, но в ней настолько много подробностей, что люди не успевают ничего запомнить — реклама не работает. Тем временем творческий маркетолог Емельян придумал начать рекламу с фразы «окей, гугл». Благодаря этому телефоны многих водителей автоматически записывали информацию из рекламы, и она работала лучше.

Другой пример из менее креативной специальности. Емельян — матрос на парусной лодке. Лодке надо пройти под мостом, но у нее слишком длинная мачта. Некреативный матрос будет ждать, пока мост разведут, а Емельян распределит груз лодки на один борт. Лодка наклонится, и пройдет под мостом, не сломав мачту.
Сотрудник без творческих навыков будет хорошо выполнять инструкции, но вряд ли сможет придумать новое решение или оптимизировать существующие процессы.

Например, есть маркетолог Игнат, которого в университете научили, что для успешного продвижения продуктов по радио надо в первые 3 секунды задать провокационный вопрос, вроде: «Боитесь нарваться на недобросовестного застройщика?». Игнат запускает рекламу нового ЖК, но в ней настолько много подробностей, что люди не успевают ничего запомнить — реклама не работает. Тем временем творческий маркетолог Емельян придумал начать рекламу с фразы «окей, гугл». Благодаря этому телефоны многих водителей автоматически записывали информацию из рекламы, и она работала лучше.

Другой пример из менее креативной специальности. Емельян — матрос на парусной лодке. Лодке надо пройти под мостом, но у нее слишком длинная мачта. Некреативный матрос будет ждать, пока мост разведут, а Емельян распределит груз лодки на один борт. Лодка наклонится, и пройдет под мостом, не сломав мачту.

Для дома

В домашних условиях творческое мышление помогает справляться с бытовыми неурядицами:
  • Как убрать из комнаты кузнечика, если боишься трогать его руками?
  • Как охладить теплый лимонад, если до прихода гостей осталось 15 минут?
  • Во что поиграть с ребёнком, пока ждете приема врача в поликлинике.
В домашних условиях творческое мышление помогает справляться с бытовыми неурядицами:
  • Как убрать из комнаты кузнечика, если боишься трогать его руками?
  • Как охладить теплый лимонад, если до прихода гостей осталось 15 минут?
  • Во что поиграть с ребёнком, пока ждете приема врача в поликлинике.

Для себя

Творчество помогает не только решать задачи, но и отдыхать. Рисование, музыка, лепка и другое творчество позволяет переключиться от работы или учебы и набраться сил.

Если обобщить, то творчество — это умение отходить от шаблонов и создавать что-то новое. В мире нейросетей, которые создают тексты и иллюстрации, креативность становится важнее, чем умение выполнять алгоритмы.

Есть такой термин «психологическая инерция» — это привычка решать задачи знакомыми способами. Если спросить человека: «что бывает оранжевого цвета?», большинство людей первым делом назовет апельсин, но спустя 10−20 слов, начнут придумывать что-то необычное. Психологическая инерция — это антоним креативности. Хорошая новость в том, что креативность можно развивать.
Творчество помогает не только решать задачи, но и отдыхать. Рисование, музыка, лепка и другое творчество позволяет переключиться от работы или учебы и набраться сил.

Если обобщить, то творчество — это умение отходить от шаблонов и создавать что-то новое. В мире нейросетей, которые создают тексты и иллюстрации, креативность становится важнее, чем умение выполнять алгоритмы.

Есть такой термин «психологическая инерция» — это привычка решать задачи знакомыми способами. Если спросить человека: «что бывает оранжевого цвета?», большинство людей первым делом назовет апельсин, но спустя 10−20 слов, начнут придумывать что-то необычное. Психологическая инерция — это антоним креативности. Хорошая новость в том, что креативность можно развивать.

Какие развивать творческие способности

Развитие творческих интеллектуальных способностей детей можно превратить в игру, которая будет интересна и родителю. Вот как это можно делать.
Развитие творческих интеллектуальных способностей детей можно превратить в игру, которая будет интересна и родителю. Вот как это можно делать.

Тренировать фантазию в повседневной жизни

Во время прогулки с ребенком обращайте внимание на необычные детали окружения:
  • На что похожа эта дырка в асфальте? А эти камушки, листики, облака?
  • Чем мог бы быть этот фонарь?
  • Что будет, если эту скамейку сделать в сто раз больше?
Задавайте ребенку вопросы и позволяйте проявить фантазию. Чем больше разных вариантов он назовет, тем лучше.

Если ребенок сам приходит с вопросом, лучше не давать прямой ответ, а выводить на него встречными вопросами. Если ребенок спрашивает, почему падают листья, не стоит сразу погружать его в теорию фотосинтеза. Можно спросить «А как ты думаешь?», «Как ты к этому пришел?», «Хм, интересная мысль, а как думаешь, для чего вообще нужны листья?». Важно, чтобы ребенок сам начал размышлять о проблеме и искать решение. Даже если он будет говорить вещи, максимально далекие от реальности, не стоит указывать на ошибки. Просто продолжайте задавать вопросы, подсказывать и выводить на правильный ответ.

Не пытайтесь везде «подстелить соломку» и помочь ребенку на полпути. Если ребенок не может достать попрыгунчик из-за шкафа, дайте ему время, чтобы он сам придумал, как это решить. Наше желание помочь ребенку порой может отбить у него желание творчески мыслить.

Полезно сначала самостоятельно поделать упражнения, которые хотите предложить ребенку. Прямо сейчас подумайте, как можно использовать гигантскую ложку?
Во время прогулки с ребенком обращайте внимание на необычные детали окружения:
  • На что похожа эта дырка в асфальте? А эти камушки, листики, облака?
  • Чем мог бы быть этот фонарь?
  • Что будет, если эту скамейку сделать в сто раз больше?
Задавайте ребенку вопросы и позволяйте проявить фантазию. Чем больше разных вариантов он назовет, тем лучше.

Если ребенок сам приходит с вопросом, лучше не давать прямой ответ, а выводить на него встречными вопросами. Если ребенок спрашивает, почему падают листья, не стоит сразу погружать его в теорию фотосинтеза. Можно спросить «А как ты думаешь?», «Как ты к этому пришел?», «Хм, интересная мысль, а как думаешь, для чего вообще нужны листья?». Важно, чтобы ребенок сам начал размышлять о проблеме и искать решение. Даже если он будет говорить вещи, максимально далекие от реальности, не стоит указывать на ошибки. Просто продолжайте задавать вопросы, подсказывать и выводить на правильный ответ.

Не пытайтесь везде «подстелить соломку» и помочь ребенку на полпути. Если ребенок не может достать попрыгунчик из-за шкафа, дайте ему время, чтобы он сам придумал, как это решить. Наше желание помочь ребенку порой может отбить у него желание творчески мыслить.

Полезно сначала самостоятельно поделать упражнения, которые хотите предложить ребенку. Прямо сейчас подумайте, как можно использовать гигантскую ложку?

Рисовать и играть

Это хороший способ развивать творческие способности у детей дошкольного возраста.

Рисуйте случайные силуэты и ищите в них образы. Дорисовывайте новые детали и ищите еще. Задача преодолеть порог психологической инерции и увидеть как можно больше.

В таких играх особенно важно не осуждать. Если ребенок нарисовал синюю траву вместо зеленой, лучше не говорить ему: «трава же не бывает такого цвета». Наоборот, предложите ему дофантазировать и объяснить, почему он сделал так: может на траву смотрят через синее стеклышко, или она замерзла и покрылась льдом. Если делать замечания, что картинка не соответствует реальности, ребенок может привыкнуть к тому, что надо действовать только по шаблонам.

Есть игра под названием «Данетка». Допустим, на столе лежит несколько предметов, вы загадываете один из них и просите ребенка угадать, что вы загадали. Он может задавать любые вопросы, а вы только отвечать «да» или «нет». Возможно, сначала ребенок просто будет перебирать предметы, а потом поймет, что можно задавать вопросы о признаках, например: «Этот предмет зеленый?».

Можно усложнить задачу и придумывать ситуативные «Данетки». Например: «Я пошел на работу, и мне пришлось вернуться. Почему?» Пусть ребенок перебирает варианты, пока не угадает вашу версию. Если ребенку слишком тяжело, можно подсказать, чтобы он в итоге достиг успеха и не ушел разочарованным.
Это хороший способ развивать творческие способности у детей дошкольного возраста.

Рисуйте случайные силуэты и ищите в них образы. Дорисовывайте новые детали и ищите еще. Задача преодолеть порог психологической инерции и увидеть как можно больше.

В таких играх особенно важно не осуждать. Если ребенок нарисовал синюю траву вместо зеленой, лучше не говорить ему: «трава же не бывает такого цвета». Наоборот, предложите ему дофантазировать и объяснить, почему он сделал так: может на траву смотрят через синее стеклышко, или она замерзла и покрылась льдом. Если делать замечания, что картинка не соответствует реальности, ребенок может привыкнуть к тому, что надо действовать только по шаблонам.

Есть игра под названием «Данетка». Допустим, на столе лежит несколько предметов, вы загадываете один из них и просите ребенка угадать, что вы загадали. Он может задавать любые вопросы, а вы только отвечать «да» или «нет». Возможно, сначала ребенок просто будет перебирать предметы, а потом поймет, что можно задавать вопросы о признаках, например: «Этот предмет зеленый?».

Можно усложнить задачу и придумывать ситуативные «Данетки». Например: «Я пошел на работу, и мне пришлось вернуться. Почему?» Пусть ребенок перебирает варианты, пока не угадает вашу версию. Если ребенку слишком тяжело, можно подсказать, чтобы он в итоге достиг успеха и не ушел разочарованным.

Показывать пример

Как всегда, лучше показывать пример, чем воспитывать. Если ребенок видит, что в сложных ситуациях родитель теряется и паникует, он привыкает делать так же. Лучше показывать на себе, как вы находите решения. Допустим, вы обещали приготовить блины, а яиц нет — надо найти решение. Можно использовать бананы как связующий ингредиент и вместо блинов приготовить оладьи, или попросить гостей купить яйца по дороге к вам.
Как всегда, лучше показывать пример, чем воспитывать. Если ребенок видит, что в сложных ситуациях родитель теряется и паникует, он привыкает делать так же. Лучше показывать на себе, как вы находите решения. Допустим, вы обещали приготовить блины, а яиц нет — надо найти решение. Можно использовать бананы как связующий ингредиент и вместо блинов приготовить оладьи, или попросить гостей купить яйца по дороге к вам.

На каких занятиях развивают творческое мышление

Важно не «что делать», а «как делать». Творческие способности развиваются через занятия, где ребенку дают возможность проявиться, а не просто повторять красивые штуки за педагогом.

Допустим, есть кружок по архитектуре, на котором дети две недели готовят проект. Результат проекта может получиться очень красивым, но только потому что педагог заранее четко продумал, что будут делать дети. Это полезно для техники, но бесполезно для креативности. Итоговый результат важен, но больше пользы от процесса выходит, если педагог вместе с ребенком придумывает идеи — не критикует их, а предлагают, как можно улучшить. Так ребенок начинает относиться к проекту как к личному творчеству — появляется желание доделать его до конца.

Разумеется, занятия отличаются. Кружок по изготовлению игрушек тренирует моторику, а театр — ораторское искусство и командную работу. Но развитие творческих способностей заключается в подходе педагога.

В Мастерских Моей Школы педагоги дают детям творческую свободу и не осуждают за ошибки. Дети вместе придумывают декорации спектакля, сюжет мультфильма или текст песни.
Важно не «что делать», а «как делать». Творческие способности развиваются через занятия, где ребенку дают возможность проявиться, а не просто повторять красивые штуки за педагогом.

Допустим, есть кружок по архитектуре, на котором дети две недели готовят проект. Результат проекта может получиться очень красивым, но только потому что педагог заранее четко продумал, что будут делать дети. Это полезно для техники, но бесполезно для креативности. Итоговый результат важен, но больше пользы от процесса выходит, если педагог вместе с ребенком придумывает идеи — не критикует их, а предлагают, как можно улучшить. Так ребенок начинает относиться к проекту как к личному творчеству — появляется желание доделать его до конца.

Разумеется, занятия отличаются. Кружок по изготовлению игрушек тренирует моторику, а театр — ораторское искусство и командную работу. Но развитие творческих способностей заключается в подходе педагога.

В Мастерских Моей Школы педагоги дают детям творческую свободу и не осуждают за ошибки. Дети вместе придумывают декорации спектакля, сюжет мультфильма или текст песни.
Снимаем кино и мультфильмы, ставим спектакли и танцевальные номера, готовим исторические выставки и программируем роботов. Приходите на пробное занятие.
Снимаем кино и мультфильмы, ставим спектакли и танцевальные номера, готовим исторические выставки и программируем роботов. Приходите на пробное занятие.
Отдавая ребенка на кружки важно знать меру. Чтобы развивать творчество и креативность, у ребенка должно быть время отдохнуть и просто позаниматься «ничем». Переполненное расписание может привести к обратному эффекту.
Отдавая ребенка на кружки важно знать меру. Чтобы развивать творчество и креативность, у ребенка должно быть время отдохнуть и просто позаниматься «ничем». Переполненное расписание может привести к обратному эффекту.
Эксперт: Ирина Игнатьева
Фотографии: Катя Никитина
Текст и верстка: Саша Родной
Раз в месяц присылаем новые статьи на почту
Подпишитесь на рассылку Моей Школы