12 июня 2023

Как подготовить ребенка к школе

Из каких этапов состоит подготовка к школе. Можно ли самостоятельно подготовить ребенка к школе и как это сделать, не отбив желание учиться.

Зачем вообще готовить ребенка к школе и когда начинать

Когда говорят о подготовке к школе, в центре внимания обычно умение читать, считать и писать. Многие родители считают, что если заранее дать ребенку школьную программу, то и в школе ему потом будет легче. Но помимо академических задач, будущий первоклассник столкнется со множеством других:
  • Следить за своими вещами: помнить, где лежит форма и сменка. Обращать внимание на то, в какой обуви вышел на улицу.
  • Следовать плану и расписанию. Не опаздывать на занятия, не уходить раньше времени и наоборот — останавливаться, если урок закончился.
  • Выстраивать коммуникацию. Знакомиться, заводить друзей, решать конфликты словами, а не дракой.
  • Просить о помощи. Задавать вопрос учителю, если что-то непонятно, а не ждать, пока на тебя обратят внимание.
  • Работать в группе. Подстраиваться под темп других и не отвлекаться, когда в классе кто-то чихает или смеется. Это особенно важно детям, которые раньше занимались с репетитором и привыкли, что обучение происходит один на один.
  • Хотеть учиться и узнавать что-то новое. Задумываться о том, что говорит учитель, задавать уточняющие вопросы.
  • Самостоятельно выполнять задания без взрослого, который сидит за одним столом и помогает на каждом шагу.
  • Не выкрикивать с места даже если очень хочется. Ждать, пока другие договорят, и педагог разрешит дать ответ.
  • Не терять концентрацию до конца урока и не «выпадать» из учебного процесса.

Бывает, что ребенок приходит в первый класс и первые 3−4 месяца учебы уходят на то, чтобы привыкнуть к школьной жизни. Педагог пытается настроить ребенка на урок, пишет замечания по поведению, а ученик упирается и почти ничем не интересуется. У некоторых детей бывают трудности в восприятии информации на слух — из-за этого сложно учить языки. Кому-то трудно сосредоточиться и запомнить то, что сказал учитель — особенно если ребенок не ходил в сад. Есть проблемы, о которых родители узнают уже в школе, когда обнаруживается, что ребенок не готов впитывать знания.

Если с этим не поработать, то к концу 1 класса ребенок может быть успешен только в нескольких любимых предметах, а программу остальных не усвоит. В крайних случаях таких детей оставляют на второй год из-за неуспеваемости. Чтобы ребенок мог нормально учиться, надо тренировать внимание, самоконтроль, память, поведение, усвоение звуков, мелкую моторику и другие качества.

Подготовку к школе лучше начинать не раньше 5 лет. К этому возрасту у ребенка уже достаточно развита речь, крупная моторика и словарный запас. Дошкольник достаточно изучил окружающий мир на ощупь и готов к задачам, которые требуют большей концентрации.

Как родителям подготовить детей к школе

Мы делим подготовку на две части: бытовую и личностную. К бытовой относится закупка необходимых вещей и подготовка рабочего пространства, а к личностным — развитие навыков.

Прежде чем отправить в школу, надо понять уровень ребенка. Есть много разных инструментов для проверки, но их можно неправильно интерпретировать. Без специальной подготовки можно ошибочно диагностировать у ребенка дефициты в развитии или наоборот — не заметить чего-то важного. Мы рекомендуем следующие обязательные шаги по подготовке к школе.

Шаг 1: Закупить все необходимое

Вот примерный список покупок:
  • Школьная форма.
  • Ранец/школьный рюкзак
  • Канцелярские принадлежности
  • Учебники и пособия
  • Ланчбокс и бутылочка для воды
  • Сменная обувь
  • Форма для физкультуры.
Точный список может варьироваться в зависимости от школы.

Шаг 2: Обустроить рабочее место

Чтобы сохранить зрение и осанку ребенка, важно соблюдать следующие рекомендации.

Шаг 3: Сходить на диагностику к нейропсихологу

Нейропсихолог — это специалист, работающий на стыке клинической психологии и нейронауки. Нейропсихолог проводит серию диагностических тестов: например, сопоставление картинок или рисование фигур Тейлора. По итогам диагностики нейропсихолог скажет вам, какие психические функции развиты хорошо, какие — слабее. Какие это может вызвать трудности в обучении и что делать, чтобы их избежать. Лучше всего сходить на диагностику за год до поступления в школу.

Пример фигур Тейлора, которые используются на нейрописхиологической диагностике. Ребенку дают задание сначала перерисовать фигуру, а потом нарисовать еще раз, но уже по памяти. Тест помогает оценить память и зрительно-пространственные функции ребенка.
Приходите на встречу с куратором Моей Школы и узнайте подробности о дошкольной программе.

Шаг 4: Заранее сходить на интервью в школу

Некоторые школы пишут условия поступления прямо на сайте. Где-то надо прийти на собеседование и пообщаться лично. Если прийти познакомиться заранее, можно узнать что ребенку дается сложно и над чем надо поработать. Например, над чтением и счётом в пределах 20.

Шаг 5: Сходить в поликлинику

Проверьте слух и зрение, определите группу по здоровью. Сходите к логопеду и проверьте, нет ли сложностей с произношением звуков. В норме к 5,5 годам ребенок должен все звуки произносить правильно.

Какие качества важны для обучения в школе и как их развивать

Главный критерий — ребенок готов делать то, что нужно, а не только то, что хочет. Может выполнить инструкцию учителя, подождать, сосредоточиться, успокоиться. Готов решать бытовые вопросы без родителей — это говорит о самостоятельности и сформированности волевой сферы.
Нейропсихологи выделяют 10 аспектов готовности ребенка к школе, но для простоты мы объединим некоторые из них и назовем 5 основных.

Саморегуляция

Критерий готовности: ребенок умеет себя оттормаживать: контролирует импульсивные выкрики и действия. Может спокойно сидеть за партой, а не под или на ней. Ест по расписанию, отпрашивается в туалет, не берет чужие вещи без спроса. Может договориться с одноклассником, а не дать в глаз.

Как развить: купите настольную игру «Доббль». Это колода карт с множеством картинок: животные, растения, символы, надписи, смайлики. Каждая карта уникальна, но на каждой паре карт есть одна общая картинка. Тот кто быстрее других назовет совпадение между своей картой и картой из колоды — получает очко.

Игра «Доббль»

Когнитивные навыки: внимание, память, логика и мышление

Критерий готовности: ребенок усваивает и перерабатывает информацию: понимает инструкции учителя, списывает с доски и из учебника. Понимает вопросы с первого раза, запоминает материал.

Как развить: Решать задачки на развитие памяти, логики и мышления. Можно купить специальные пособия или найти похожие в открытом доступе.

Отрывок пособия Гавриной С. Е. «Внимание, память, логика»

Физическое развитие

Критерий готовности: физическое состояние не мешает учиться. Ребенок не впадает ни в одну из крайностей:
  1. Слабость. Не справляется с ранними подъемами, устает после 2 уроков, лежит на парте, часто болеет. Не может долго держать ручку и карандаш, потому что устает кисть.
  2. Повышенная активность. Легко даются нагрузки, но сложно концентрироваться на статичных заданиях. Тяжело сесть за парту и сосредоточиться.

Как развить: играть с мячом, заниматься спортом, лепить из пластилина. Особенно полезно лепить буквы. Так ребенок не только тренирует моторику, но и запоминает буквы на ощупь.

Отрывок пособия Гавриной С. Е. «Внимание, память, логика»

Социально-психологические качества

Критерий готовности: ребенок понимает роль ученика, роль учителя и правила школы. Умеет задавать себе вопросы «как я себя чувствую?», «что мне нравится?», «что я хочу?», «что мне неприятно?». Умеет принимать решения и озвучивать их. Общается с другими детьми и работает в группе.

Как развить: постепенно давайте ребенку больше ответственности и учите самостоятельности в бытовых задачах: пусть он учится сам завязывать шнурки и вешать мокрую одежду после прогулки. Формируйте новые пищевые привычки. Если ребенок с 3 лет ел только рис и гречку, надо подготовить его к рациону, который будет в школе. Узнайте меню заранее и добавляйте эти блюда в рацион.

Специфическая подготовка

Критерий готовности: ребенок знает цифры, правильно произносит все звуки, не путает право и лево. Чаще всего дети сами начинают задавать вопросы про буквы, цифры и незнакомые слова. Если ребенок пока не проявляет интерес к учебе это может быть как сигналом для того, что надо просто подождать, так и следствием дефицитов, которые важно вовремя заметить. Некоторым детям нейропсихолог может рекомендовать идти в школу не в 7, а в 8 лет.

Как развить: играйте в «Зверобуквы». Игроки по очереди открывают карточки-буквы, и если буква содержится в названии животного, то ее оставляют открытой, если нет — переворачивают обратно. Задача игроков — найти в поле все буквы, содержащиеся в названии зверя. Кто открыл последнюю букву, тот забирает зверя себе.

Игра «Зверобуквы»

Главная ошибка родителей при подготовке к школе: заранее проходить программу 1 класса

Бывает, что семья нанимает няню, которая была учительницей начальных классов — и она начинает учить 5-летнего ребенка цифрам и буквам. Вместо того чтобы играться с грабельками и ведерками, ребенок возится с ручкой и карандашом. В итоге ребенок уже к 6 годам ненавидит школу, потому что ему не дали наиграться.

Каждый ребенок проходит определенные этапы развития. До 3 лет наиболее активно развивается речь, движение и словарный запас. С 3 до 4 лет начинается знакомство с социумом и продолжается активное изучение окружающего мира на ощупь, на слух и визуально. На этом этапе важно поддержать интерес ребенка к чувственному познанию мира: пусть он научится отличать березу от рябины, осознает, что осенью падают листики, а из желудей можно сделать аппликацию. Если дать ребенку наиграться и нагуляться, то в школе ему будет интереснее изучать то, что в учебниках и тетрадях.
С 5 до 6 лет дети уже гораздо лучше себя регулируют, концентрируются и быстрее усваивают цифры, буквы и задачки. Если давать ребенку задачи не по возрасту, у него, скорее всего, не получится их выполнить, и это нормально. Но после нескольких неудачных попыток, ребенок начнет чувствовать себя лузером. Перед школой важно сформировать у ребенка навык успешности и постепенно повышать сложность.
Мягко адаптируем к школьной жизни и даем полезные навыки для будущей учебы.
Эксперт: Татьяна Тамборская
Текст и верстка: Саша Родной
Фотографии: Катя Никитина
Раз в месяц присылаем новые статьи на почту
Подпишитесь на рассылку Моей Школы