Когда говорят о подготовке к школе, в центре внимания обычно умение читать, считать и писать. Многие родители считают, что если заранее дать ребенку школьную программу, то и в школе ему потом будет легче. Но помимо академических задач, будущий первоклассник столкнется со множеством других:
- Следить за своими вещами: помнить, где лежит форма и сменка. Обращать внимание на то, в какой обуви вышел на улицу.
- Следовать плану и расписанию. Не опаздывать на занятия, не уходить раньше времени и наоборот — останавливаться, если урок закончился.
- Выстраивать коммуникацию. Знакомиться, заводить друзей, решать конфликты словами, а не дракой.
- Просить о помощи. Задавать вопрос учителю, если что-то непонятно, а не ждать, пока на тебя обратят внимание.
- Работать в группе. Подстраиваться под темп других и не отвлекаться, когда в классе кто-то чихает или смеется. Это особенно важно детям, которые раньше занимались с репетитором и привыкли, что обучение происходит один на один.
- Хотеть учиться и узнавать что-то новое. Задумываться о том, что говорит учитель, задавать уточняющие вопросы.
- Самостоятельно выполнять задания без взрослого, который сидит за одним столом и помогает на каждом шагу.
- Не выкрикивать с места даже если очень хочется. Ждать, пока другие договорят, и педагог разрешит дать ответ.
- Не терять концентрацию до конца урока и не «выпадать» из учебного процесса.
Бывает, что ребенок приходит в первый класс и первые 3−4 месяца учебы уходят на то, чтобы привыкнуть к школьной жизни. Педагог пытается настроить ребенка на урок, пишет замечания по поведению, а ученик упирается и почти ничем не интересуется. У некоторых детей бывают трудности в восприятии информации на слух — из-за этого сложно учить языки. Кому-то трудно сосредоточиться и запомнить то, что сказал учитель — особенно если ребенок не ходил в сад. Есть проблемы, о которых родители узнают уже в школе, когда обнаруживается, что ребенок не готов впитывать знания.
Если с этим не поработать, то к концу 1 класса ребенок может быть успешен только в нескольких любимых предметах, а программу остальных не усвоит. В крайних случаях таких детей оставляют на второй год из-за неуспеваемости. Чтобы ребенок мог нормально учиться, надо тренировать внимание, самоконтроль, память, поведение, усвоение звуков, мелкую моторику и другие качества.
Подготовку к школе лучше начинать не раньше 5 лет. К этому возрасту у ребенка уже достаточно развита речь, крупная моторика и словарный запас. Дошкольник достаточно изучил окружающий мир на ощупь и готов к задачам, которые требуют большей концентрации.