21 октября 2022 ● Как быть

Как подготовить ребенка к школе

Поговорили с нейропсихологом и собрали советы о том, как родителям подготовить ребенка к школе и не отбить желание учиться.

Зачем вообще готовить к школе

Когда говорят о подготовке к школе, часто речь заходит об умении читать, считать и писать. Многие родители считают, что если заранее дать ребенку школьную программу, то и в школе ему потом будет легче. Но помимо академических задач, первоклассник сталкивается со множеством других:
  • Следить за своими вещами. Помнить, где лежит форма и сменка. Обращать внимание на то, в какой обуви вышел на улицу.
  • Следовать плану и расписанию. Не опаздывать на уроки, не уходить раньше времени и наоборот — останавливаться, если урок закончился.
  • Выстраивать коммуникацию. Знакомиться, заводить друзей, решать конфликты словами, а не дракой.
  • Просить о помощи. Задавать вопрос учителю, если что-то непонятно, а не ждать, пока на тебя обратят внимание.
  • Работать в группе. Подстраиваться под темп других и не отвлекаться, когда в классе кто-то чихает или смеется. Это особенно важно детям, которые раньше занимались с репетитором и привыкли, что обучение происходит один на один.
  • Хотеть учиться и узнавать что-то новое. Задумываться о том, что говорит учитель, задавать уточняющие вопросы.
  • Самостоятельно выполнять задания без взрослого, который сидит за одним столом и помогает на каждом шагу.
  • Не выкрикивать с места даже если очень хочется. Ждать, пока другие договорят, и педагог разрешит дать ответ.
  • Не терять концентрацию до конца урока и не «выпадать» из процесса.
Бывает, что ребенок приходит в первый класс и первые 3−4 месяца учебы уходят на то, чтобы привыкнуть к школьной жизни. Педагог пытается настроить ребенка на урок, пишет замечания по поведению, а ученик упирается и почти ничем не интересуется.

У некоторых детей бывают трудности в восприятии информации на слух — из-за этого сложно учить языки. Кому-то трудно сосредоточиться и запомнить то, что сказал учитель. Есть проблемы, о которых родители узнают уже в школе, когда обнаруживается, что ребенок не готов впитывать знания.

Если с этим не поработать, то к концу 1 класса ребенок может быть успешен только в нескольких любимых предметах, а программу остальных не усвоит. В крайних случаях таких детей оставляют на второй год из-за неуспеваемости.

Чтобы ребенок мог нормально учиться, надо тренировать внимание, самоконтроль, память, поведение, усвоение звуков, моторику и другие качества.
Когда говорят о подготовке к школе, часто речь заходит об умении читать, считать и писать. Многие родители считают, что если заранее дать ребенку школьную программу, то и в школе ему потом будет легче. Но помимо академических задач, первоклассник сталкивается со множеством других:
  • Следить за своими вещами. Помнить, где лежит форма и сменка. Обращать внимание на то, в какой обуви вышел на улицу.
  • Следовать плану и расписанию. Не опаздывать на уроки, не уходить раньше времени и наоборот — останавливаться, если урок закончился.
  • Выстраивать коммуникацию. Знакомиться, заводить друзей, решать конфликты словами, а не дракой.
  • Просить о помощи. Задавать вопрос учителю, если что-то непонятно, а не ждать, пока на тебя обратят внимание.
  • Работать в группе. Подстраиваться под темп других и не отвлекаться, когда в классе кто-то чихает или смеется. Это особенно важно детям, которые раньше занимались с репетитором и привыкли, что обучение происходит один на один.
  • Хотеть учиться и узнавать что-то новое. Задумываться о том, что говорит учитель, задавать уточняющие вопросы.
  • Самостоятельно выполнять задания без взрослого, который сидит за одним столом и помогает на каждом шагу.
  • Не выкрикивать с места даже если очень хочется. Ждать, пока другие договорят, и педагог разрешит дать ответ.
  • Не терять концентрацию до конца урока и не «выпадать» из процесса.
Бывает, что ребенок приходит в первый класс и первые 3−4 месяца учебы уходят на то, чтобы привыкнуть к школьной жизни. Педагог пытается настроить ребенка на урок, пишет замечания по поведению, а ученик упирается и почти ничем не интересуется.

У некоторых детей бывают трудности в восприятии информации на слух — из-за этого сложно учить языки. Кому-то трудно сосредоточиться и запомнить то, что сказал учитель. Есть проблемы, о которых родители узнают уже в школе, когда обнаруживается, что ребенок не готов впитывать знания.

Если с этим не поработать, то к концу 1 класса ребенок может быть успешен только в нескольких любимых предметах, а программу остальных не усвоит. В крайних случаях таких детей оставляют на второй год из-за неуспеваемости.

Чтобы ребенок мог нормально учиться, надо тренировать внимание, самоконтроль, память, поведение, усвоение звуков, моторику и другие качества.

Какие качества важны для обучения в школе

Главный критерий — ребенок готов делать то, что нужно, а не только то, что хочет. Может выполнить инструкцию учителя, подождать, сосредоточиться, успокоиться. Готов решать бытовые вопросы без родителей — это говорит о самостоятельности и сформированности волевой сферы.

Нейропсихологи выделяют 10 аспектов готовности ребенка к школе, но для простоты мы объединим некоторые из них и назовем 5 основных.

1. Саморегуляция
Ребенок умеет себя оттормаживать: контролирует импульсивные выкрики и действия. Может спокойно сидеть за партой, а не под или на ней. Ест по расписанию, отпрашивается в туалет, не берет чужие вещи без спроса. Может договориться с одноклассником, а не дать в глаз.

2. Когнитивные навыки
Внимание, память, логика и мышление. Ребенок усваивает и перерабатывает информацию: понимает инструкции учителя, списывает с доски и из учебника. Понимает вопросы с первого раза, запоминает материал.

3. Физическое развитие
Физическое состояние не мешает учиться. Ребенок не впадает в одну из двух крайностей:
а) Слабость. Не справляется с ранними подъемами, устает после 2 уроков, лежит на парте, часто болеет. Не может долго держать ручку и карандаш, потому что устает кисть.
б) Повышенная активность. Легко даются нагрузки, но сложно концентрироваться на статичных заданиях. Тяжело сесть за парту и сосредоточиться.

4. Социально-психологические качества
Ребенок понимает роль ученика, роль учителя и правила школы. Умеет задавать себе вопросы «как я себя чувствую?», «что мне нравится?», «что я хочу?», «что мне неприятно?». Умеет принимать решения и озвучивать их. Общается с другими детьми и работает в группе.

5. Специфическая подготовка
Ребенок знает цифры, правильно произносит все звуки, не путает право и лево. Чаще всего дети сами начинают задавать вопросы про буквы, цифры и незнакомые слова. Если ребенок пока не проявляет интерес к учебе это может быть как сигналом для того, что надо просто подождать, так и следствием дефицитов, которые важно вовремя заметить. Некоторым детям нейропсихолог может рекомендовать идти в школу не в 7, а в 8 лет.

Все эти качества можно тренировать, но сначала надо понять, что из этого будет полезно ребенку.
Главный критерий — ребенок готов делать то, что нужно, а не только то, что хочет. Может выполнить инструкцию учителя, подождать, сосредоточиться, успокоиться. Готов решать бытовые вопросы без родителей — это говорит о самостоятельности и сформированности волевой сферы.

Нейропсихологи выделяют 10 аспектов готовности ребенка к школе, но для простоты мы объединим некоторые из них и назовем 5 основных.

Саморегуляция
Ребенок умеет себя оттормаживать: контролирует импульсивные выкрики и действия. Может спокойно сидеть за партой, а не под или на ней. Ест по расписанию, отпрашивается в туалет, не берет чужие вещи без спроса. Может договориться с одноклассником, а не дать в глаз.

Когнитивные навыки
Внимание, память, логика и мышление. Ребенок усваивает и перерабатывает информацию: понимает инструкции учителя, списывает с доски и из учебника. Понимает вопросы с первого раза, запоминает материал.

Физическое развитие
Физическое состояние не мешает учиться. Ребенок не впадает в одну из двух крайностей:
1. Слабость. Не справляется с ранними подъемами, устает после 2 уроков, лежит на парте, часто болеет. Не может долго держать ручку и карандаш, потому что устает кисть.
2. Повышенная активность. Легко даются нагрузки, но сложно концентрироваться на статичных заданиях. Тяжело сесть за парту и сосредоточиться.

Социально-психологические качества
Ребенок понимает роль ученика, роль учителя и правила школы. Умеет задавать себе вопросы «как я себя чувствую?», «что мне нравится?», «что я хочу?», «что мне неприятно?». Умеет принимать решения и озвучивать их. Общается с другими детьми и работает в группе.

Специфическая подготовка
Ребенок знает цифры, правильно произносит все звуки, не путает право и лево. Чаще всего дети сами начинают задавать вопросы про буквы, цифры и незнакомые слова. Если ребенок пока не проявляет интерес к учебе это может быть как сигналом для того, что надо просто подождать, так и следствием дефицитов, которые важно вовремя заметить. Некоторым детям нейропсихолог может рекомендовать идти в школу не в 7, а в 8 лет.

Все эти качества можно тренировать, но сначала надо понять, что из этого будет полезно ребенку.

Как понять, есть ли у ребенка трудности

Есть много разных инструментов для проверки, но их можно неправильно интерпретировать. Без специальной подготовки можно ошибочно диагностировать у ребенка дефициты или наоборот — не заметить чего-то важного. Можно на пустом месте начать нервничать или наоборот почитать пару статей, решить что ребенок готов, а в начале учебы столкнуться с проблемами. Мы рекомендуем не брать на себя роль специалиста, который оценивает ребенка, и обратиться к профессионалам.
Есть много разных инструментов для проверки, но их можно неправильно интерпретировать. Без специальной подготовки можно ошибочно диагностировать у ребенка дефициты или наоборот — не заметить чего-то важного. Можно на пустом месте начать нервничать или наоборот почитать пару статей, решить что ребенок готов, а в начале учебы столкнуться с проблемами. Мы рекомендуем не брать на себя роль специалиста, который оценивает ребенка, и обратиться к профессионалам.

Сходите на диагностику к нейропсихологу

Нейропсихолог — это специалист, работающий на стыке клинической психологии и нейронауки. Нейропсихолог проводит серию диагностических тестов: например, сопоставление картинок или рисование фигур Тейлора. По итогам диагностики нейропсихолог скажет вам, какие психические функции развиты хорошо, какие — слабее. Какие это может вызвать трудности в обучении и что делать, чтобы их избежать. Лучше всего сходить на диагностику за год до поступления в школу.
Нейропсихолог — это специалист, работающий на стыке клинической психологии и нейронауки. Нейропсихолог проводит серию диагностических тестов: например, сопоставление картинок или рисование фигур Тейлора. По итогам диагностики нейропсихолог скажет вам, какие психические функции развиты хорошо, какие — слабее. Какие это может вызвать трудности в обучении и что делать, чтобы их избежать. Лучше всего сходить на диагностику за год до поступления в школу.

Пример фигур Тейлора, которые используются на нейрописхиологической диагностике. Ребенку дают задание сначала перерисовать фигуру, а потом нарисовать еще раз, но уже по памяти. Тест помогает оценить память и зрительно-пространственные функции ребенка.

В нулевом классе Моей Школы работает нейропсихолог. Перед началом учебы он проводит диагностику и выявляет сильные и слабые стороны ребенка. Дает рекомендации, по которым выстраивается индивидуальный образовательный маршрут.
В нулевом классе Моей Школы работает нейропсихолог. Перед началом учебы он проводит диагностику и выявляет сильные и слабые стороны ребенка. Дает рекомендации, по которым выстраивается индивидуальный образовательный маршрут.

Заранее сходите на интервью в школу

Некоторые школы пишут условия поступления прямо на сайте. Где-то надо прийти на собеседование и пообщаться лично. Если прийти познакомиться заранее, можно узнать что ребенку дается сложно и над чем надо поработать. Например, над чтением и счётом в пределах 20.
Некоторые школы пишут условия поступления прямо на сайте. Где-то надо прийти на собеседование и пообщаться лично. Если прийти познакомиться заранее, можно узнать что ребенку дается сложно и над чем надо поработать. Например, над чтением и счётом в пределах 20.

Сходите в поликлинику

Проверьте слух и зрение, определите группу по здоровью. Сходите к логопеду и проверьте, нет ли сложностей с произношением звуков. В норме к 5,5 годам ребенок должен все звуки произносить правильно.
Проверьте слух и зрение, определите группу по здоровью. Сходите к логопеду и проверьте, нет ли сложностей с произношением звуков. В норме к 5,5 годам ребенок должен все звуки произносить правильно.

Как развивать нужные качества

Ниже мы покажем несколько игр, которые используют наши педагоги для профилактики и развития необходимых качеств у детей. Перед тем, как начать пробовать, обратите внимание, что важнее работать над слабыми сторонами, а не только развивать сильные. Иногда лучше заниматься тем, что дается ребенку сложнее всего. Если не проработать эти слабости сейчас, придется вернуться к ним в будущем уже со специалистом.
Ниже мы покажем несколько игр, которые используют наши педагоги для профилактики и развития необходимых качеств у детей. Перед тем, как начать пробовать, обратите внимание, что важнее работать над слабыми сторонами, а не только развивать сильные. Иногда лучше заниматься тем, что дается ребенку сложнее всего. Если не проработать эти слабости сейчас, придется вернуться к ним в будущем уже со специалистом.

Игры на развитие саморегуляции

Тик-так-бум
Надо составить слово содержащее данный слог и передать другому, пока бомба не взорвалась.
Тик-так-бум
Надо составить слово содержащее данный слог и передать другому, пока бомба не взорвалась.
Доббль
В колоде лежат карты с множеством картинок: животные, растения, символы, надписи, смайлики. Каждая карта уникальна, но на каждой паре карт есть одна общая картинка. Тот кто быстрее других назовет совпадение между своей картой и картой из колоды — получает очко.
Доббль
В колоде лежат карты с множеством картинок: животные, растения, символы, надписи, смайлики. Каждая карта уникальна, но на каждой паре карт есть одна общая картинка. Тот кто быстрее других назовет совпадение между своей картой и картой из колоды — получает очко.
Кто больше?
Соревнуемся, кто придумает больше «вкусных» слов. По очереди говорим слова, например: «конфета, торт, сыр». При задержке ответа начинаем считать до пяти. Если ребенок за это время не придумает слово, он проигрывает.
Кто больше?
Соревнуемся, кто придумает больше «вкусных» слов. По очереди говорим слова, например: «конфета, торт, сыр». При задержке ответа начинаем считать до пяти. Если ребенок за это время не придумает слово, он проигрывает.

Игры на развитие когнитивных навыков: памяти, логики и мышления

Можно купить специальные пособия или найти похожие в открытом доступе.
Можно купить специальные пособия или найти похожие в открытом доступе.
Отрывок пособия Гавриной С. Е. «Развиваем память»
Отрывок пособия Гавриной С. Е. «Внимание, память, логика»

Игры на развитие физического здоровья

Укрепляют мышечный корсет и развивают мелкую моторику — это влияет на процесс письма.
Укрепляют мышечный корсет и развивают мелкую моторику — это влияет на процесс письма.
Резиночка
Натяните резинку и предложите ребенку повторить движения, как на рисунке.
Резиночка
Натяните резинку и предложите ребенку повторить движения, как на рисунке.
Движения с мячиком
Такие движения тренируют координацию и укрепляют мышечный корсет.
Движения с мячиком
Такие движения тренируют координацию и укрепляют мышечный корсет.
Лепка из пластилина
Особенно полезно лепить буквы. Так ребенок не только тренирует моторику, но и запоминает буквы на ощупь.
Лепка из пластилина
Особенно полезно лепить буквы. Так ребенок не только тренирует моторику, но и запоминает буквы на ощупь.

Развитие социально-психологических качеств

Постепенно давайте ребенку больше ответственности и учите самостоятельности в бытовых задачах: пусть он учится сам завязывать шнурки и вешать мокрую одежду после прогулки. Формируйте новые пищевые привычки. Если ребенок с 3 лет ел только рис и гречку, надо подготовить его к рациону, который будет в школе. Узнайте меню заранее и добавляйте эти блюда в рацион.
Постепенно давайте ребенку больше ответственности и учите самостоятельности в бытовых задачах: пусть он учится сам завязывать шнурки и вешать мокрую одежду после прогулки. Формируйте новые пищевые привычки. Если ребенок с 3 лет ел только рис и гречку, надо подготовить его к рациону, который будет в школе. Узнайте меню заранее и добавляйте эти блюда в рацион.

Подготовка к письму и чтению

Зверобуквы
Игроки по очереди открывают карточки-буквы, и если буква содержится в названии животного, то ее оставляют открытой, если нет — переворачивают обратно. Задача игроков — найти в поле все буквы, содержащиеся в названии зверя. Кто открыл последнюю букву, тот забирает зверя себе.
Зверобуквы
Игроки по очереди открывают карточки-буквы, и если буква содержится в названии животного, то ее оставляют открытой, если нет — переворачивают обратно. Задача игроков — найти в поле все буквы, содержащиеся в названии зверя. Кто открыл последнюю букву, тот забирает зверя себе.
Ребусы
Продвинутый уровень для тех, кто уже неплохо знает буквы. Не только учит читать, но и тренирует логику.
Ребусы
Продвинутый уровень для тех, кто уже неплохо знает буквы. Не только учит читать, но и тренирует логику.

Не надо заранее проходить программу 1-го класса

Бывает, что семья нанимает няню, которая была учительницей начальных классов — и она начинает учить 5-летнего ребенка цифрам и буквам. Вместо того, чтобы играться с грабельками и ведерками, ребенок возится с ручкой и карандашом. В итоге ребенок уже к 6 годам ненавидит школу, потому что ему не дали наиграться.

Каждый ребенок проходит определенные этапы развития. До 3 лет наиболее активно развивается речь, движение и словарный запас. С 3 до 4 лет начинается знакомство с социумом и продолжается активное изучение окружающего мира на ощупь, на слух и визуально. На этом этапе важно поддержать интерес ребенка к чувственному познанию мира: пусть он научится отличать березу от рябины, осознает, что осенью падают листики, а из желудей можно сделать аппликацию. Если дать ребенку наиграться и нагуляться, то в школе ему будет интереснее изучать то, что в учебниках и тетрадях.

С 5 до 6 лет дети уже гораздо лучше себя регулируют, концентрируются и быстрее усваивают цифры, буквы и задачки. Если давать ребенку задачи не по возрасту, у него, скорее всего, не получится их выполнить, и это нормально. Но после нескольких неудачных попыток, ребенок начнет чувствовать себя лузером. Перед школой важно сформировать у ребенка навык успешности и постепенно повышать сложность.
Бывает, что семья нанимает няню, которая была учительницей начальных классов — и она начинает учить 5-летнего ребенка цифрам и буквам. Вместо того, чтобы играться с грабельками и ведерками, ребенок возится с ручкой и карандашом. В итоге ребенок уже к 6 годам ненавидит школу, потому что ему не дали наиграться.

Каждый ребенок проходит определенные этапы развития. До 3 лет наиболее активно развивается речь, движение и словарный запас. С 3 до 4 лет начинается знакомство с социумом и продолжается активное изучение окружающего мира на ощупь, на слух и визуально. На этом этапе важно поддержать интерес ребенка к чувственному познанию мира: пусть он научится отличать березу от рябины, осознает, что осенью падают листики, а из желудей можно сделать аппликацию. Если дать ребенку наиграться и нагуляться, то в школе ему будет интереснее изучать то, что в учебниках и тетрадях.

С 5 до 6 лет дети уже гораздо лучше себя регулируют, концентрируются и быстрее усваивают цифры, буквы и задачки. Если давать ребенку задачи не по возрасту, у него, скорее всего, не получится их выполнить, и это нормально. Но после нескольких неудачных попыток, ребенок начнет чувствовать себя лузером. Перед школой важно сформировать у ребенка навык успешности и постепенно повышать сложность.
Таблица показывает наиболее активные этапы развития сензитивных (чувственных) навыков у детей.
В нулевом классе дети каждый день гуляют, работают с природными материалами и в игровом формате тренируют навыки полезные для учебы. Если ищете способ бережно подготовить ребёнка к поступлению в школу, запишитесь на встречу с куратором нулевого класса.
В нулевом классе дети каждый день гуляют, работают с природными материалами и в игровом формате тренируют навыки полезные для учебы. Если ищете способ бережно подготовить ребёнка к поступлению в школу, запишитесь на встречу с куратором нулевого класса.
Эксперт: Татьяна Тамборская
Иллюстрации: Женя Чапаева
Фотографии: Катя Никитина
Текст и верстка: Саша Родной
Раз в месяц присылаем новые статьи на почту
Подпишитесь на рассылку Моей Школы