10 ноября 2022 ● Как быть

Как научить ребенка финансовой грамотности

Как правильно давать карманные деньги, стоит ли платить за оценки и что делать если ребенок все спускает на чипсы

Что значит быть финансово грамотным

Обычно дети отвечают на этот вопрос примерно так: «вообще не тратит деньги, всё копит». Это такая же крайность, как и тратить сразу всё на сиюминутные желания. Вот как действует финансово грамотный человек:
  • Разумно тратит деньги. Думает, прежде чем купить, контролирует мелкие траты.
  • Понимает, что расходы бывают разных типов. Обязательные, цели, желания
  • Ведет счет деньгам. Планирует не только расходы, но и доходы. Сложно планировать расходы, если не знаешь, сколько в этом месяце будет доходов.
  • Понимает, что деньги это не цель, а средство. Умеет ставить цели и достигать их.
  • Понимает, что если держать деньги в шкафу, они обесценятся. Разбирается в финансовых инструментах
  • Умеет говорить о деньгах. Знает сколько стоит его труд, зачем вообще нужны деньги и какие возможности они преподносят.
  • Критически мыслит. Умеет выбирать товары, которые прослужат дольше и эффективнее
  • Понимает, что тратить можно не только деньги, но время, здоровье и силы. Иногда разумно потратить больше денег, но сохранить все остальное. Купить дешевле — не значит быть финансово грамотным.
Чтобы грамотно распоряжаться деньгами во взрослой жизни, важно воспитывать финансовую грамотность с детства. Ниже несколько советов, как это сделать.
Обычно дети отвечают на этот вопрос примерно так: «вообще не тратит деньги, всё копит». Это такая же крайность, как и тратить сразу всё на сиюминутные желания. Вот как действует финансово грамотный человек:
  • Разумно тратит деньги. Думает, прежде чем купить, контролирует мелкие траты.
  • Понимает, что расходы бывают разных типов. Обязательные, цели, желания
  • Ведет счет деньгам. Планирует не только расходы, но и доходы. Сложно планировать расходы, если не знаешь, сколько в этом месяце будет доходов.
  • Понимает, что деньги это не цель, а средство. Умеет ставить цели и достигать их.
  • Понимает, что если держать деньги в шкафу, они обесценятся. Разбирается в финансовых инструментах
  • Умеет говорить о деньгах. Знает сколько стоит его труд, зачем вообще нужны деньги и какие возможности они преподносят.
  • Критически мыслит. Умеет выбирать товары, которые прослужат дольше и эффективнее
  • Понимает, что тратить можно не только деньги, но время, здоровье и силы. Иногда разумно потратить больше денег, но сохранить все остальное. Купить дешевле — не значит быть финансово грамотным.
Чтобы грамотно распоряжаться деньгами во взрослой жизни, важно воспитывать финансовую грамотность с детства. Ниже несколько советов, как это сделать.

Как заинтересовать ребенка и научить правильно обращаться с деньгами

Финансовой грамотности нельзя научить за один «серьезный разговор». Это длительный процесс, который можно превратить в интересную игру для себя и ребенка. Не стесняйтесь открыто отвечать на его вопросы о деньгах:
  • Сколько вы зарабатываете?
  • За что вам платят?
  • Как вы распределяете деньги?
  • Какие в семье потребности?
  • На что вы откладываете?
  • Какие у вас цели?
  • Почему лего столько стоит?
  • Почему есть бумажные деньги, а есть карта?
Если ребенку пока не интересно, как работают банковские карты, это нормально. Подождите, пока он сам заинтересуется более сложными темами. Личный пример и открытый диалог покажет ребенку, что деньги — это не просто «бумажки, на которые мне покупают игрушки». Дальше можно добавить практики.
Финансовой грамотности нельзя научить за один «серьезный разговор». Это длительный процесс, который можно превратить в интересную игру для себя и ребенка. Не стесняйтесь открыто отвечать на его вопросы о деньгах:
  • Сколько вы зарабатываете?
  • За что вам платят?
  • Как вы распределяете деньги?
  • Какие в семье потребности?
  • На что вы откладываете?
  • Какие у вас цели?
  • Почему лего столько стоит?
  • Почему есть бумажные деньги, а есть карта?
Если ребенку пока не интересно, как работают банковские карты, это нормально. Подождите, пока он сам заинтересуется более сложными темами. Личный пример и открытый диалог покажет ребенку, что деньги — это не просто «бумажки, на которые мне покупают игрушки». Дальше можно добавить практики.

Начните давать карманные деньги

Этот способ воспитывать финансовую грамотность можно внедрять уже в начальной школе. Не путайте карманные деньги с подарками — их ребенок должен получать регулярно не за какие-либо заслуги. Мы не рекомендуем давать деньги за оценки или за работу по дому, потому что это создает ложную мотивацию. Лучше дать ребенку понять, что учится он для себя, а убирается для комфорта в доме. При этом можно давать деньги за дополнительную помощь, например, помочь помыть машину.

Младшим детям лучше не заводить банковские карты и давать деньги наличными. Так при покупке мороженого им проще ощутить, что они тратят реальные средства. Цифры в банковском приложении не дают такого эффекта.

Чем ребенок младше, тем меньшие суммы стоит давать за один раз. Например, семилетнему ребенку можно давать по 100 рублей каждые два дня, а десятилетнему — по 500 рублей раз в неделю. Задача, в том, чтобы ребенок постепенно учился распределять деньги до следующей «зарплаты».

Запаситесь терпением. Скорее всего, ребенок будет «неправильно» расходовать первые карманные деньги — это нормально. Помните, для чего вы вводили карманные деньги. Лучше пусть он совершит ошибки сейчас с небольшими суммами, чем во взрослом возрасте будет терять свою зарплату.
Этот способ воспитывать финансовую грамотность можно внедрять уже в начальной школе. Не путайте карманные деньги с подарками — их ребенок должен получать регулярно не за какие-либо заслуги. Мы не рекомендуем давать деньги за оценки или за работу по дому, потому что это создает ложную мотивацию. Лучше дать ребенку понять, что учится он для себя, а убирается для комфорта в доме. При этом можно давать деньги за дополнительную помощь, например, помочь помыть машину.

Младшим детям лучше не заводить банковские карты и давать деньги наличными. Так при покупке мороженого им проще ощутить, что они тратят реальные средства. Цифры в банковском приложении не дают такого эффекта.

Чем ребенок младше, тем меньшие суммы стоит давать за один раз. Например, семилетнему ребенку можно давать по 100 рублей каждые два дня, а десятилетнему — по 500 рублей раз в неделю. Задача, в том, чтобы ребенок постепенно учился распределять деньги до следующей «зарплаты».

Запаситесь терпением. Скорее всего, ребенок будет «неправильно» расходовать первые карманные деньги — это нормально. Помните, для чего вы вводили карманные деньги. Лучше пусть он совершит ошибки сейчас с небольшими суммами, чем во взрослом возрасте будет терять свою зарплату.

Поговорите о целях

Если ребенок спускает все деньги на чипсы и не может копить, скорее всего у него нет цели. Помогите ее поставить. Ребенок может попросить у вас на день рождения скейтборд, велосипед или новый компьютер, и это отличная возможность сформулировать цель: «Вау, классное желание! Давай ты попробуешь накопить, а мы тебе поможем?» И договориться, что на каждые накопленные ребенком 5000 ₽ вы будете добавлять столько же.

Если ребенок просит собаку, предложите ему приготовить проект. Пусть он самостоятельно разберется, какая порода? сколько стоит? как ухаживать? как подготовиться, что надо купить? Договоритесь, как вы будете делить расходы на питомца: например, питание оплачиваете вы, а розовый комбинезон и игрушки купит ребенок.

Если ребенок поставил цель, но ему все равно сложно копить, предложите ему себя в роли банка. Пусть он отдаст вам деньги на хранение, откроет «вклад» и через три месяца заберет сумму с процентами. Расскажите, как в это время вы используете деньги ребенка. Это хороший способ показать на практике, как работает банк.
Если ребенок спускает все деньги на чипсы и не может копить, скорее всего у него нет цели. Помогите ее поставить. Ребенок может попросить у вас на день рождения скейтборд, велосипед или новый компьютер, и это отличная возможность сформулировать цель: «Вау, классное желание! Давай ты попробуешь накопить, а мы тебе поможем?» И договориться, что на каждые накопленные ребенком 5000 ₽ вы будете добавлять столько же.

Если ребенок просит собаку, предложите ему приготовить проект. Пусть он самостоятельно разберется, какая порода? сколько стоит? как ухаживать? как подготовиться, что надо купить? Договоритесь, как вы будете делить расходы на питомца: например, питание оплачиваете вы, а розовый комбинезон и игрушки купит ребенок.

Если ребенок поставил цель, но ему все равно сложно копить, предложите ему себя в роли банка. Пусть он отдаст вам деньги на хранение, откроет «вклад» и через три месяца заберет сумму с процентами. Расскажите, как в это время вы используете деньги ребенка. Это хороший способ показать на практике, как работает банк.

Предложите больше ответственности

Если вы видите, что ребенок тратит деньги только на спонтанные желания. Можете чуть-чуть увеличить сумму карманных денег, но договориться о том, что теперь ребенок сам оплачивает свой проездной.

Детям постарше можно предложить нести ответственность за некоторые семейные расходы. Например: «Я не успеваю каждый день покупать свежий хлеб и молоко. Как ты смотришь на то, чтобы за этим следил ты? Давай мы добавим тебе 500 рублей в месяц, и ты будешь следить за тем, чтобы дома всегда были эти продукты».

Можно просить помощи в оптимизации расходов. Например, предложить ребенку найти более выгодный тариф для домашнего интернета, изучить сайты, созвониться с поддержкой и договориться о подключении.
Если вы видите, что ребенок тратит деньги только на спонтанные желания. Можете чуть-чуть увеличить сумму карманных денег, но договориться о том, что теперь ребенок сам оплачивает свой проездной.

Детям постарше можно предложить нести ответственность за некоторые семейные расходы. Например: «Я не успеваю каждый день покупать свежий хлеб и молоко. Как ты смотришь на то, чтобы за этим следил ты? Давай мы добавим тебе 500 рублей в месяц, и ты будешь следить за тем, чтобы дома всегда были эти продукты».

Можно просить помощи в оптимизации расходов. Например, предложить ребенку найти более выгодный тариф для домашнего интернета, изучить сайты, созвониться с поддержкой и договориться о подключении.

Превращайте бытовые ситуации в приключение

Даже поход в магазин может стать для ребенка интересной игрой. Вместе подумайте над вопросами: «Что мы будем готовить? На сколько нам этого хватит? Как часто нам придется ходить в магазин?» Определите бюджет, составьте список покупок и позвольте ребенку поучаствовать в выборе продуктов, чтобы не выйти за рамки бюджета. В магазине можно обсуждать, почему похожие товары могут стоит по-разному. Например, обычная морковь 30 ₽, а мытая — 50 ₽.
Даже поход в магазин может стать для ребенка интересной игрой. Вместе подумайте над вопросами: «Что мы будем готовить? На сколько нам этого хватит? Как часто нам придется ходить в магазин?» Определите бюджет, составьте список покупок и позвольте ребенку поучаствовать в выборе продуктов, чтобы не выйти за рамки бюджета. В магазине можно обсуждать, почему похожие товары могут стоит по-разному. Например, обычная морковь 30 ₽, а мытая — 50 ₽.

Книги и игры по финансовой грамотности

Важно понимать, что нельзя просто подарить книжку о финансовой грамотности и надеяться на то, что ребенок сам все усвоит. Надо поддерживать интерес ребенка, читать с ним вместе, и обсуждать прочитанное. То же самое с играми и фильмами. Задавайте вопросы: «Почему этот персонаж так сделал?» «А как бы ты поступил?» «А если бы у него все получилось, то что?»

Ниже материалы, которые рекомендует наш педагог.
Энциклопедии

Книги-самоучители и активити-буки
Для подростков

Художественные книги
В них яркие сюжеты и поступки героев, которые можно обсуждать:

Комиксы
Для детей дошкольного возраста финансовую грамотность легче объяснять через яркие образы.

Мультики
  • Цикл серий по финансовой грамотности от «Смешариков», «Фиксиков» и «Три кота»
  • «Приключения Буратино или Золотой Ключик» и «Незнайка на Луне», «Простоквашино»
  • Мультики Банка России

Фильмы
В каждом фильме можно найти ситуацию для обсуждения финансов. Например, «Один Дома», «Гарри Поттер», «В погоне за счастьем», «Джой», «Основатель».

Игры
«Мармеладный босс». Игра, в которой нужно накопить на мечту, организовав бизнес. Более сложный уровень игры — ввести в оборот ценные бумаги.
Важно понимать, что нельзя просто подарить книжку о финансовой грамотности и надеяться на то, что ребенок сам все усвоит. Надо поддерживать интерес ребенка, читать с ним вместе, и обсуждать прочитанное. То же самое с играми и фильмами. Задавайте вопросы: «Почему этот персонаж так сделал?» «А как бы ты поступил?» «А если бы у него все получилось, то что?»

Ниже материалы, которые рекомендует наш педагог.
Энциклопедии

Книги-самоучители и активити-буки
Для подростков

Художественные книги
В них яркие сюжеты и поступки героев, которые можно обсуждать:

Комиксы
Для детей дошкольного возраста финансовую грамотность легче объяснять через яркие образы.

Мультики
  • Цикл серий по финансовой грамотности от «Смешариков», «Фиксиков» и «Три кота»
  • «Приключения Буратино или Золотой Ключик» и «Незнайка на Луне», «Простоквашино»
  • Мультики Банка России

Фильмы
В каждом фильме можно найти ситуацию для обсуждения финансов. Например, «Один Дома», «Гарри Поттер», «В погоне за счастьем», «Джой», «Основатель».

Игры
«Мармеладный босс». Игра, в которой нужно накопить на мечту, организовав бизнес. Более сложный уровень игры — ввести в оборот ценные бумаги.
Эксперт: Полина Иванова
Фотографии: Катя Никитина
Текст и верстка: Саша Родной
Раз в месяц присылаем новые статьи на почту
Подпишитесь на рассылку Моей Школы