12 декабря 2022 ● Как быть

Как выбрать кружок, который ребенок не бросит

Спойлер: никак.
Как выбрать интересные ребенку кружки, что делать, если он хочет все бросить, и с какого возраста стоит ходить на дополнительные занятия.

Как найти то, что понравится ребенку, если он сам не просит о чем-то конкретном

Предлагать и пробовать. Показывать видео с танцевальными выступлениями, бэкстейджи со съемок марвеловских фильмов, живые концерты или театральные постановки. Выберите то, что нравится вам самим и предложите ребенку посмотреть это вместе. Понаблюдайте, на что ребенок реагирует с интересом, а от чего начинает скучать.
Предлагать и пробовать. Показывать видео с танцевальными выступлениями, бэкстейджи со съемок марвеловских фильмов, живые концерты или театральные постановки. Выберите то, что нравится вам самим и предложите ребенку посмотреть это вместе. Понаблюдайте, на что ребенок реагирует с интересом, а от чего начинает скучать.
Скорее всего, вы и сами видите, к чему ребенок больше расположен: к спорту, творчеству или науке. К самостоятельной или командной работе. К четким алгоритмам или полету фантазий. Пробуйте то, что кажется вам подходящим и вызывает интерес ребенка — и после каждой попытки собирайте обратную связь.

Допустим, ребенок пришел с первого занятия по робототехнике и вы хотите узнать его впечатления. Алгоритм такой:
  1. Задайте открытый вопрос: «Как тебе занятие?». Дети старше 11−12 лет обычно уже могут конкретно сказать: «мне не понравился учитель» или «классно, но в группе есть парень, который меня бесит». Младшим детям может быть сложно понять, что конкретно им не понравилось, поэтому если вы получаете односложный ответ, помогите наводящими вопросами.
  2. Задайте закрытые вопросы: «Тебе понравился педагог? А ребята в группе? Было скучно? А вот когда вы эту робо-лягушку собирали, понравилось?» Из ответов на эти вопросы можно узнать, в чем проблема. Возможно ребенку понравилось собирать роботов, но ребенок за соседней партой вел себя некрасиво. Или педагог ползанятия объяснял скучную теорию про алгоритмы, а хотелось скорее начать собирать роботов. Или не понравились роботы и хочется чего-то более эстетичного, и стоит попробовать архитектурное моделирование.
Не бывает детей, которым не интересно ничего. У некоторых родителей выбор детских кружков ограничивается диапазоном «спорт или английский», но вариантов множество. Больше пробуйте и со временем найдете то, что ребенка вдохновит.
Скорее всего, вы и сами видите, к чему ребенок больше расположен: к спорту, творчеству или науке. К самостоятельной или командной работе. К четким алгоритмам или полету фантазий. Пробуйте то, что кажется вам подходящим и вызывает интерес ребенка — и после каждой попытки собирайте обратную связь.

Допустим, ребенок пришел с первого занятия по робототехнике и вы хотите узнать его впечатления. Алгоритм такой:
  1. Задайте открытый вопрос: «Как тебе занятие?». Дети старше 11−12 лет обычно уже могут конкретно сказать: «мне не понравился учитель» или «классно, но в группе есть парень, который меня бесит». Младшим детям может быть сложно понять, что конкретно им не понравилось, поэтому если вы получаете односложный ответ, помогите наводящими вопросами.
  2. Задайте закрытые вопросы: «Тебе понравился педагог? А ребята в группе? Было скучно? А вот когда вы эту робо-лягушку собирали, понравилось?» Из ответов на эти вопросы можно узнать, в чем проблема. Возможно ребенку понравилось собирать роботов, но ребенок за соседней партой вел себя некрасиво. Или педагог ползанятия объяснял скучную теорию про алгоритмы, а хотелось скорее начать собирать роботов. Или не понравились роботы и хочется чего-то более эстетичного, и стоит попробовать архитектурное моделирование.
Не бывает детей, которым не интересно ничего. У некоторых родителей выбор детских кружков ограничивается диапазоном «спорт или английский», но вариантов множество. Больше пробуйте и со временем найдете то, что ребенка вдохновит.

Что делать, если ребенок хочет бросить кружок

Во-первых, здорово, что он это понял — поддержите его в этом. Детям бывает трудно признаться родителям в том, что они «перегорели», потому они чувствуют возложенные на них ожидания и боятся их не оправдать.

Во-вторых, задайте вопросы по алгоритму выше и выясните причину. Что это может быть:

Устал. Слишком много занятий, и надо снизить нагрузку. У ребенка (да и у взрослого) должен быть хотя бы один выходной, в который и он не делает ничего «полезного» — просто играет в плейстейшн или лежит на кровати и ест чипсы.

Перестало получаться и ребенок выбирает — бросить или преодолеть. Это вопрос мотивации: если ребенок хочет стать великим актером, его «хочу стать актером» превратится в «надо ходить на занятия». Если такой мотивации нет — это тоже нормально. Родительская задача в таком случае — поддерживать и предлагать другие варианты.

Перерос и заскучал. Ребенок ушел в развитии дальше своей группы и ему стало неинтересно. Например, стал сильнее всех в своем клубе по карате, и чтобы расти дальше — надо менять клуб.

Стал жертвой буллинга. Ребенок не может справиться с буллингом самостоятельно, и здесь нужна помощь взрослого. Вот наши карточки о том, что делать, если ребенок стал жертвой буллинга.

Не нравится педагог или тренер. Так бывает, придется искать другого.

Не бойтесь отказываться от того, что не нравится. Даже если на это потратили много времени и денег, закупились формой, красками, кисточками и прочим инвентарем. Если вы не хотите, чтобы ребенок во взрослой жизни тратил годы на нелюбимую работу, полезно с детства приучать отказываться от того, что перестало приносить удовлетворение.
Во-первых, здорово, что он это понял — поддержите его в этом. Детям бывает трудно признаться родителям в том, что они «перегорели», потому они чувствуют возложенные на них ожидания и боятся их не оправдать.

Во-вторых, задайте вопросы по алгоритму выше и выясните причину. Что это может быть:

Устал. Слишком много занятий, и надо снизить нагрузку. У ребенка (да и у взрослого) должен быть хотя бы один выходной, в который и он не делает ничего «полезного» — просто играет в плейстейшн или лежит на кровати и ест чипсы.

Перестало получаться и ребенок выбирает — бросить или преодолеть. Это вопрос мотивации: если ребенок хочет стать великим актером, его «хочу стать актером» превратится в «надо ходить на занятия». Если такой мотивации нет — это тоже нормально. Родительская задача в таком случае — поддерживать и предлагать другие варианты.

Перерос и заскучал. Ребенок ушел в развитии дальше своей группы и ему стало неинтересно. Например, стал сильнее всех в своем клубе по карате, и чтобы расти дальше — надо менять клуб.

Стал жертвой буллинга. Ребенок не может справиться с буллингом самостоятельно, и здесь нужна помощь взрослого. Вот наши карточки о том, что делать, если ребенок стал жертвой буллинга.

Не нравится педагог или тренер. Так бывает, придется искать другого.

Не бойтесь отказываться от того, что не нравится. Даже если на это потратили много времени и денег, закупились формой, красками, кисточками и прочим инвентарем. Если вы не хотите, чтобы ребенок во взрослой жизни тратил годы на нелюбимую работу, полезно с детства приучать отказываться от того, что перестало приносить удовлетворение.

Дети делают книжную полку на занятиях столярной мастерской

А если ребёнок вообще никуда не хочет?

Тут важен возраст. Если это подросток — то ничего делать не надо. Скорее всего, он что-то делает отдельно от вас: рубится в игры по сети или ходит на вечеринки (это тоже неплохо, об этом мы еще напишем статью).

Если 6−12 лет (до пубертата) — могут быть физиологические причины. Например, усталость на учебе, тогда надо дать ребенку возможность передохнуть и после этого начать пробовать.
Тут важен возраст. Если это подросток — то ничего делать не надо. Скорее всего, он что-то делает отдельно от вас: рубится в игры по сети или ходит на вечеринки (это тоже неплохо, об этом мы еще напишем статью).

Если 6−12 лет (до пубертата) — могут быть физиологические причины. Например, усталость на учебе, тогда надо дать ребенку возможность передохнуть и после этого начать пробовать.

Как найти хорошего педагога

Мы исходим из того, что нормальный педагог — это тот, кто совпадает с родителем по ценностям и качественно преподает свой предмет. Для этого предлагаем сделать три вещи:

  1. Собрать обратную связь от друзей. Спросите в сторис, есть ли у вас друзья, которые ходили в эту школу или на этот кружок.
  2. Сходить в гости и пообщаться с педагогами. Поспрашивайте, что для них важно в образовании, каких методик они придерживаются. Хотели бы вы, чтобы педагог по карате учил ребенка давать сдачи в обычной жизни?
  3. Узнать, можно ли поприсутствовать на занятиях — даже без ребенка. В некоторых школах проводят открытые уроки для детей и родителей.
Подумайте, что для вас важно в жизни и от этого отталкивайтесь. Вы хотите, чтобы педагог делал акцент на освоении навыков и творческом развитии? Давал больше свободы или учил следовать инструкциям? О чем вы точно не хотели бы чтобы педагог говорил с ребенком?
Мы исходим из того, что нормальный педагог — это тот, кто совпадает с родителем по ценностям и качественно преподает свой предмет. Для этого предлагаем сделать три вещи:

  1. Собрать обратную связь от друзей. Спросите в сторис, есть ли у вас друзья, которые ходили в эту школу или на этот кружок.
  2. Сходить в гости и пообщаться с педагогами. Поспрашивайте, что для них важно в образовании, каких методик они придерживаются. Хотели бы вы, чтобы педагог по карате учил ребенка давать сдачи в обычной жизни?
  3. Узнать, можно ли поприсутствовать на занятиях — даже без ребенка. В некоторых школах проводят открытые уроки для детей и родителей.
Подумайте, что для вас важно в жизни и от этого отталкивайтесь. Вы хотите, чтобы педагог делал акцент на освоении навыков и творческом развитии? Давал больше свободы или учил следовать инструкциям? О чем вы точно не хотели бы чтобы педагог говорил с ребенком?

В каком возрасте стоит отдавать ребенка на кружки

До 5 лет в кружках нет необходимости — ребенок может получать все от родителей. С 5 лет появляется вопрос социализации, поэтому полезно ходить на занятия с другими детьми.

Если родитель понимает, что ему самому нужно время восстанавливаться, и в этом помогут кружки — это тоже нормально. Тогда выбор кружков зависит от двух критериев:

Способности ребенка. Есть дети, которые уже в 3 года настолько подвижные, что им классно будет пойти на карате. Есть ребята, которые пускаются в пляс всякий раз, когда слышат музыку — тогда можно пробовать танцевальные кружки.

Формат. До 5 лет любую активность лучше преподносить в игровой форме. Не стоит отдавать ребенка к тренерам, которые намерены воспитывать олимпийских чемпионов.

В Моей Школе больше 20 направлений, среди которых каждый ребенок найдет себе что-то по душе. Каждый педагог работает в гуманном подходе и заботится о том, чтобы каждому ребенку было комфортно и интересно.
До 5 лет в кружках нет необходимости — ребенок может получать все от родителей. С 5 лет появляется вопрос социализации, поэтому полезно ходить на занятия с другими детьми.

Если родитель понимает, что ему самому нужно время восстанавливаться, и в этом помогут кружки — это тоже нормально. Тогда выбор кружков зависит от двух критериев:

Способности ребенка. Есть дети, которые уже в 3 года настолько подвижные, что им классно будет пойти на карате. Есть ребята, которые пускаются в пляс всякий раз, когда слышат музыку — тогда можно пробовать танцевальные кружки.

Формат. До 5 лет любую активность лучше преподносить в игровой форме. Не стоит отдавать ребенка к тренерам, которые намерены воспитывать олимпийских чемпионов.

В Моей Школе больше 20 направлений, среди которых каждый ребенок найдет себе что-то по душе. Каждый педагог работает в гуманном подходе и заботится о том, чтобы каждому ребенку было комфортно и интересно.
  • Мультипликация, робототехника, фотография и еще два десятка кружков для детей от 4 до 15 лет
    Приходите на пробные занятия и помогайте ребенку раскрыть его таланты.
  • Мультипликация, робототехника, фотография и еще два десятка кружков для детей от 4 до 15 лет
    Приходите на пробные занятия и помогайте ребенку раскрыть его таланты.
Эксперт: Давид Аксенцев
Фотографии: Катя Никитина
Текст и верстка: Саша Родной
Раз в месяц присылаем новые статьи на почту
Подпишитесь на рассылку Моей Школы