10 марта 2023

Переход из начальной школы в среднюю — что нужно знать?

При переходе ребенка в среднюю школу меняются не только внешние условия, но и внутренние. Изменение ритма учеб накладывается на гормональную перестройку организма и вызывает много неожиданных реакций: как для подростка, так и для родителя. Подростковый психолог и гештальт-терапевтка Ксения Денисенко рассказывает, как помочь ребенку в адаптации при переходе в среднюю школу.

Что меняется в жизни ребенка при переходе из младшей школы в среднюю

Педагоги. Раньше был классный руководитель и 2−3 педагога по физкультуре, музыке и труду. В средней школе каждый предмет ведет отдельный педагог. У каждого свой характер и правила: один сильно придирается к почерку, другой говорит, что его предмет самый важный, третий дает много свободы, а четвертый ставит двойки за поведение. Ко всему этому приходится привыкать, и это стресс для ребенка.

Нагрузка. Если в начальной школе было 4−5 уроков в день, то в средней уже 5−6 уроков и, скорее всего, учеба по субботам. Меняется и интенсивность занятий: больше сидячей работы, меньше игр. Редко попадаются педагоги, которые интересно подают темы и сохраняют мотивацию к учебе.

Пубертат. Начинаются гормональные изменения: активно растут кости и мышцы, формируется половая система, у девочек начинаются месячные, у мальчиков ломается голос. Ребенок становится подростком, у которого на первый план встают социальные связи. Получить одобрение сверстников становится важнее, чем получить одобрение учителей и родителей. Падает когнитивная активность и мотивация к обучению. Отличники перестают быть такими «классными», а двоечники такими «плохими».

Помощь родителей. Бывает так, что в начальной школе родители активно помогали ребенку в учебе и делали с ним домашку, а с 5 класса резко решили воспитывать самостоятельность. Резкий переход может демотивировать подростка и лишить необходимого внимания. Это не значит, что надо продолжать делать с ребенком домашку, но значит, что сепарироваться надо плавно — об этом напишем ниже.

Состав класса. Часто в средней школе меняется коллектив: либо классы перемешиваются, либо лучшие друзья переходят в другую школу. Если взрослые не помогают ученику интегрироваться в новую среду, повышается риск конфликтов и буллинга.
Педагоги. Раньше был классный руководитель и 2−3 педагога по физкультуре, музыке и труду. В средней школе каждый предмет ведет отдельный педагог. У каждого свой характер и правила: один сильно придирается к почерку, другой говорит, что его предмет самый важный, третий дает много свободы, а четвертый ставит двойки за поведение. Ко всему этому приходится привыкать, и это стресс для ребенка.

Нагрузка. Если в начальной школе было 4−5 уроков в день, то в средней уже 5−6 уроков и, скорее всего, учеба по субботам. Меняется и интенсивность занятий: больше сидячей работы, меньше игр. Редко попадаются педагоги, которые интересно подают темы и сохраняют мотивацию к учебе.

Пубертат. Начинаются гормональные изменения: активно растут кости и мышцы, формируется половая система, у девочек начинаются месячные, у мальчиков ломается голос. Ребенок становится подростком, у которого на первый план встают социальные связи. Получить одобрение сверстников становится важнее, чем получить одобрение учителей и родителей. Падает когнитивная активность и мотивация к обучению. Отличники перестают быть такими «классными», а двоечники такими «плохими».

Помощь родителей. Бывает так, что в начальной школе родители активно помогали ребенку в учебе и делали с ним домашку, а с 5 класса резко решили воспитывать самостоятельность. Резкий переход может демотивировать подростка и лишить необходимого внимания. Это не значит, что надо продолжать делать с ребенком домашку, но значит, что сепарироваться надо плавно — об этом напишем ниже.

Состав класса. Часто в средней школе меняется коллектив: либо классы перемешиваются, либо лучшие друзья переходят в другую школу. Если взрослые не помогают ученику интегрироваться в новую среду, повышается риск конфликтов и буллинга.

Какие трудности могут возникнуть

Падает самооценка. В подростковом возрасте большой риск развития комплексов. Дети начинают стесняться своего роста, груди, длинных рук, прыщей и так далее. Это вызывает стресс забирает на себя внимание, которое раньше могло уходить на учебу.

Падает мотивация — это нормально для подросткового возраста. Психика и тело заняты куда более важными делами, чем учеба. Начинается сепарация от родителей и установка новых связей с друзьями. Физические силы буквально уходят на рост костей и мышц. Это может выражаться в хронической усталости и апатии в не зависимости от того, сколько подросток спит.
Если в начальной школе быть отличником — это скорее норма, то в средней — скорее отклонение. Если подросток продолжает интенсивно учится, чаще всего причины такие:
  • Страх наказания. Боится получить двойку и получить осуждение родителей, поэтому «тащит» учебу на сверхресурсе.
  • Нет друзей, и включается механизм компенсации: «Если я не могу реализовываться в социуме, я буду реализовываться в учебе».
  • Гиперконтроль. Если в жизни много фоновой тревоги, подросток может «убегать» в учебу как в поле, где он способен что-то контролировать.
  • Поздний пубертат. Возможно, у ребенка еще не началась гормональная перестройка, так тоже бывает, это нормально.
  • Хороший контакт с педагогом. Бывает, что на кружке по информатике у подростка все классно, а в школе одни тройки. Если педагог выстраивает доверительные отношения с учениками, интересно преподает материал и не занимает позицию «я научу тебя жизни», это сохранит мотивацию к учебе даже в подростковом возрасте.
Либо вы всё сделали правильно, выбрали классную школу и научили ребенка справляться со школьными предметами самостоятельно.

Ниже расскажем о том, как понять, в какой момент пора бить тревогу.
Падает самооценка. В подростковом возрасте большой риск развития комплексов. Дети начинают стесняться своего роста, груди, длинных рук, прыщей и так далее. Это вызывает стресс забирает на себя внимание, которое раньше могло уходить на учебу.

Падает мотивация — это нормально для подросткового возраста. Психика и тело заняты куда более важными делами, чем учеба. Начинается сепарация от родителей и установка новых связей с друзьями. Физические силы буквально уходят на рост костей и мышц. Это может выражаться в хронической усталости и апатии в не зависимости от того, сколько подросток спит.
Если в начальной школе быть отличником — это скорее норма, то в средней — скорее отклонение. Если подросток продолжает интенсивно учится, чаще всего причины такие:
  • Страх наказания. Боится получить двойку и получить осуждение родителей, поэтому «тащит» учебу на сверхресурсе.
  • Нет друзей, и включается механизм компенсации: «Если я не могу реализовываться в социуме, я буду реализовываться в учебе».
  • Гиперконтроль. Если в жизни много фоновой тревоги, подросток может «убегать» в учебу как в поле, где он способен что-то контролировать.
  • Поздний пубертат. Возможно, у ребенка еще не началась гормональная перестройка, так тоже бывает, это нормально.
  • Хороший контакт с педагогом. Бывает, что на кружке по информатике у подростка все классно, а в школе одни тройки. Если педагог выстраивает доверительные отношения с учениками, интересно преподает материал и не занимает позицию «я научу тебя жизни», это сохранит мотивацию к учебе даже в подростковом возрасте.
Либо вы всё сделали правильно, выбрали классную школу и научили ребенка справляться со школьными предметами самостоятельно.

Ниже расскажем о том, как понять, в какой момент пора бить тревогу.

Как отличить возрастную особенность от проблемы, которую надо решать

Когда вы родитель подростка, который потерял мотивацию, есть соблазн начать его активно мотивировать. Это не всегда нужно, потому что может вызвать обратный эффект и убить всю мотивацию в долгосрочной перспективе.

Есть сигналы, которые говорят о том, что нужна помощь родителя. Если ребенок больше двух недель пребывает в апатичном состоянии, надо бить тревогу: обращаться к психологу, сдавать анализы и проверять дефициты веществ.

Важно отделять факты от эмоций. Подростки часто бывают недовольны, но есть риск попасть в иллюзию того, что подросток недоволен всегда. Возможно, вы видите его хмурым по утрам или вечером после работы, когда он устал от домашки. Если он два часа перед сном проводит в телефоне, может показаться, что он проводит так весь день. Чтобы трезво оценить ситуацию, можно завести заметку в телефоне и в конце каждого дня помечать в каком настроении вы видели ребенка в течение дня. Это может прозвучать занудно, но это поможет снизить уровень тревоги или заметить реальную проблему и обратиться за помощью.

Что однозначно является сигналом о том, что стоит обратиться к психологу:
  • Подросток сам говорит, что ему нужен психолог. В этот момент может показаться, что ребенок преувеличивает, и «как-нибудь само пройдет». Мы рекомендуем все же обратиться к специалисту, чтобы в человеке не проросли травмы, которые придется с трудом прорабатывать во взрослом возрасте.
  • Подросток постоянно говорит, что не хочет в школу. Это не единичные случаи из-за страха перед контрольной, а систематические.
  • Часто болеет и открыто радуется тому, что прогуливает школу. Это может быть связано с психосоматикой, а не только с вирусами и иммунитетом. Возможно, это симптом буллинга: ребенка обижают одноклассники или учителя.
Иногда помогает вариант поменять школу. Есть примеров, когда ребенок из гуманной частной школы переходил в строгую государственную, и там ему становилось комфортнее. Бывает и наоборот, что в свободной школе у ребенка появляется больше мотивации учиться. Если ребенок говорит, что хочет поменять школу, не обязательно сразу ее менять, но полезно понять в чем причина.
Когда вы родитель подростка, который потерял мотивацию, есть соблазн начать его активно мотивировать. Это не всегда нужно, потому что может вызвать обратный эффект и убить всю мотивацию в долгосрочной перспективе.

Есть сигналы, которые говорят о том, что нужна помощь родителя. Если ребенок больше двух недель пребывает в апатичном состоянии, надо бить тревогу: обращаться к психологу, сдавать анализы и проверять дефициты веществ.

Важно отделять факты от эмоций. Подростки часто бывают недовольны, но есть риск попасть в иллюзию того, что подросток недоволен всегда. Возможно, вы видите его хмурым по утрам или вечером после работы, когда он устал от домашки. Если он два часа перед сном проводит в телефоне, может показаться, что он проводит так весь день. Чтобы трезво оценить ситуацию, можно завести заметку в телефоне и в конце каждого дня помечать в каком настроении вы видели ребенка в течение дня. Это может прозвучать занудно, но это поможет снизить уровень тревоги или заметить реальную проблему и обратиться за помощью.

Что однозначно является сигналом о том, что стоит обратиться к психологу:
  • Подросток сам говорит, что ему нужен психолог. В этот момент может показаться, что ребенок преувеличивает, и «как-нибудь само пройдет». Мы рекомендуем все же обратиться к специалисту, чтобы в человеке не проросли травмы, которые придется с трудом прорабатывать во взрослом возрасте.
  • Подросток постоянно говорит, что не хочет в школу. Это не единичные случаи из-за страха перед контрольной, а систематические.
  • Часто болеет и открыто радуется тому, что прогуливает школу. Это может быть связано с психосоматикой, а не только с вирусами и иммунитетом. Возможно, это симптом буллинга: ребенка обижают одноклассники или учителя.
Иногда помогает вариант поменять школу. Есть примеров, когда ребенок из гуманной частной школы переходил в строгую государственную, и там ему становилось комфортнее. Бывает и наоборот, что в свободной школе у ребенка появляется больше мотивации учиться. Если ребенок говорит, что хочет поменять школу, не обязательно сразу ее менять, но полезно понять в чем причина.

Чего не стоит делать в таких ситуациях

Обесценивать. Родителям бывает сложно контактировать с негативными эмоциями подростка, поэтому они стараются сделать их менее значимыми.
  • «В твоем возрасте не может быть никаких проблем»
  • «Все твои проблемы из-за телефона»
  • «Я в твоем возрасте уже подрабатывал, на всю семью готовил и олимпиады выигрывал»
  • «Это все гормоны» (Да, это они, но это не значит, что чувства подростка перестают быть реальными)
  • «Ой, не выдумывай, все у тебя нормально»
  • «Лицо попроще, улыбнись хоть»
Такие фразы показывают подростку, что его чувства не имеют значения, они неправильные, и надо чувствовать какие-то другие. Эмоции не находят выхода и копятся, пока не «взорвутся».

Стыдить. Негативно оценивать личность, а не действия.
  • «Как ты мог, я тебя не таким воспитывал»
  • «Ты лентяй, ничтожество, раздолбай»
  • «Будешь себя так вести, ничего из тебя толкового не выйдет»
  • «Ты меня позоришь»
  • «Мне за тебя стыдно. Как мне людям в глаза смотреть»
  • «Если я за тобой не буду следить, ты вообще ничего не сможешь сделать»
В период сильных внутренних изменений подростку нужна поддержка и понимание, а такие фразы только усугубляют стресс.

Наказывать.
  • Отбирать телефон
  • Запрещать прогулки
  • Лишать регулярных карманных денег
  • Отменять дни рождения
  • Телесно наказывать (надеемся, что это не надо отдельно проговаривать)
Наказания не логичны и призваны унизить ребенка. Вместо них лучше использовать последствия (некоторые называют их «санкции»). Например, если ты получил двойку, надо подготовиться, изучить материал и пересдать. Если на эмоциях дал однокласснику в глаз — извиниться, разобраться в причинах конфликта и найти альтернативные способы решения. Если потерял телефон — потратить на новый часть своих карманных денег. Последствия не унижают, а учат отвечать за свои поступки и исправлять их.
Обесценивать. Родителям бывает сложно контактировать с негативными эмоциями подростка, поэтому они стараются сделать их менее значимыми.
  • «В твоем возрасте не может быть никаких проблем»
  • «Все твои проблемы из-за телефона»
  • «Я в твоем возрасте уже подрабатывал, на всю семью готовил и олимпиады выигрывал»
  • «Это все гормоны» (Да, это они, но это не значит, что чувства подростка перестают быть реальными)
  • «Ой, не выдумывай, все у тебя нормально»
  • «Лицо попроще, улыбнись хоть»
Такие фразы показывают подростку, что его чувства не имеют значения, они неправильные, и надо чувствовать какие-то другие. Эмоции не находят выхода и копятся, пока не «взорвутся».

Стыдить. Негативно оценивать личность, а не действия.
  • «Как ты мог, я тебя не таким воспитывал»
  • «Ты лентяй, ничтожество, раздолбай»
  • «Будешь себя так вести, ничего из тебя толкового не выйдет»
  • «Ты меня позоришь»
  • «Мне за тебя стыдно. Как мне людям в глаза смотреть»
  • «Если я за тобой не буду следить, ты вообще ничего не сможешь сделать»
В период сильных внутренних изменений подростку нужна поддержка и понимание, а такие фразы только усугубляют стресс.

Наказывать.
  • Отбирать телефон
  • Запрещать прогулки
  • Лишать регулярных карманных денег
  • Отменять дни рождения
  • Телесно наказывать (надеемся, что это не надо отдельно проговаривать)
Наказания не логичны и призваны унизить ребенка. Вместо них лучше использовать последствия (некоторые называют их «санкции»). Например, если ты получил двойку, надо подготовиться, изучить материал и пересдать. Если на эмоциях дал однокласснику в глаз — извиниться, разобраться в причинах конфликта и найти альтернативные способы решения. Если потерял телефон — потратить на новый часть своих карманных денег. Последствия не унижают, а учат отвечать за свои поступки и исправлять их.

Как помочь подростку при переходе в среднюю школу

Подготовиться заранее. Если вы только готовитесь к переходу в среднюю школу, полезно заранее начать передавать ребенку больше ответственности за учебу, чтобы не было резкого перехода.

Предоставьте ребенку самостоятельно делать уроки, с которыми он хорошо справляется. Дайте ему веру в то, что он справится сам, но проговорите, что вы рядом, если понадобится помощь. Постепенно увеличивайте количество предметов, которые ребенок делает сам. Или добавляйте дни, когда ребенок все делает самостоятельно, и дни, когда вы помогаете.

Самостоятельность должна передаваться не как бремя, а как классный этап взросления. «Смотри, ты уже справляешься сам. Если быстро сделаешь, останется еще время на то, чтобы сходить погулять». Если вы чувствуете, что на фоне домашки возникают конфликты, можно сказать так: «Что-то мы с тобой стали много ругаться. Давай мы сейчас разделимся, чтобы друг друга не замучать. Ты попробуешь делать все сам, а я буду на подмоге, если что».

Тусить вместе. Несамостоятельность ребенка может быть следствием недостатка внимания от родителя. Поэтому важно делать что-то вместе помимо учебы: ходить в кино, на спорт, играть в игры, кататься на аттракционах. Главное правило этих встреч — не обсуждать учебу. Совсем.

Организовать пространство для дружбы. Организовывать досуг вне школы и помогать заводить знакомства. Договариваться с другими родителями на совместные вылазки. Предложить ребенку позвать лучшего друга домой или пригласить кучу детей на день рождения. Если в семье нет традиции ходить друг к другу в гости, ребенок может даже не додуматься об этом спросить.

Замечать успехи и сильные стороны. Это повышает самооценку подростка и успокаивает ту часть родителя, которая боится, что ребенок «умрет под мостом»:
  • «Помнишь, в прошлом году ты вообще не мог самостоятельно делать английский, а сейчас делаешь! Да, не всегда на 5, зато полностью сам»
  • «Да, по математике у тебя двойка, зато смотри, что с русским и историей! Давай подумаем, как я могу помочь тебе с математикой?»
  • «Как думаешь, какая сильная сторона помогает тебе объединять вокруг себя столько классных друзей? А пятерка по литературе как тебе досталась?»
Важно быть готовым к тому, что отличник перестанет быть отличником, — и все равно продолжать поддерживать.

Следить за своим ресурсом. Недовольства подростка часто выливаются на родителей. Чтобы были силы достойно на это реагировать и не использовать фразы, перечисленные выше, нужно заботиться в первую очередь о себе. Организовывать себе классные мероприятия: сходить на свидание, на танцы или в студию керамики. Это переключает внимание и сокращает тревогу. Когда лепишь кружку, не думаешь про домашку.

Вспомнить о том, что вы не только родитель. Когда подросток отстраняется, родитель может столкнуться с «синдромом пустого гнезда». В этот момент важно вспомнить, какие у вас еще есть роли: жена, брат, дочь, друг, коллега, руководитель. Уделять внимание другим аспектам своей жизни, и не уходить с головой в родительство.

Записаться к психотерапевту. В первую очередь, самому. Если ребенок говорит, что с ним все ок, а родитель все равно тревожится — это нормальный запрос к терапевту. Если вы узнали себя (или своих родителей) в одной из фраз выше — это ок и тоже хороший повод пообщаться со специалистом.
Подготовиться заранее. Если вы только готовитесь к переходу в среднюю школу, полезно заранее начать передавать ребенку больше ответственности за учебу, чтобы не было резкого перехода.

Предоставьте ребенку самостоятельно делать уроки, с которыми он хорошо справляется. Дайте ему веру в то, что он справится сам, но проговорите, что вы рядом, если понадобится помощь. Постепенно увеличивайте количество предметов, которые ребенок делает сам. Или добавляйте дни, когда ребенок все делает самостоятельно, и дни, когда вы помогаете.

Самостоятельность должна передаваться не как бремя, а как классный этап взросления. «Смотри, ты уже справляешься сам. Если быстро сделаешь, останется еще время на то, чтобы сходить погулять». Если вы чувствуете, что на фоне домашки возникают конфликты, можно сказать так: «Что-то мы с тобой стали много ругаться. Давай мы сейчас разделимся, чтобы друг друга не замучать. Ты попробуешь делать все сам, а я буду на подмоге, если что».

Тусить вместе. Несамостоятельность ребенка может быть следствием недостатка внимания от родителя. Поэтому важно делать что-то вместе помимо учебы: ходить в кино, на спорт, играть в игры, кататься на аттракционах. Главное правило этих встреч — не обсуждать учебу. Совсем.

Организовать пространство для дружбы. Организовывать досуг вне школы и помогать заводить знакомства. Договариваться с другими родителями на совместные вылазки. Предложить ребенку позвать лучшего друга домой или пригласить кучу детей на день рождения. Если в семье нет традиции ходить друг к другу в гости, ребенок может даже не додуматься об этом спросить.

Замечать успехи и сильные стороны. Это повышает самооценку подростка и успокаивает ту часть родителя, которая боится, что ребенок «умрет под мостом»:
  • «Помнишь, в прошлом году ты вообще не мог самостоятельно делать английский, а сейчас делаешь! Да, не всегда на 5, зато полностью сам»
  • «Да, по математике у тебя двойка, зато смотри, что с русским и историей! Давай подумаем, как я могу помочь тебе с математикой?»
  • «Как думаешь, какая сильная сторона помогает тебе объединять вокруг себя столько классных друзей? А пятерка по литературе как тебе досталась?»
Важно быть готовым к тому, что отличник перестанет быть отличником, — и все равно продолжать поддерживать.

Следить за своим ресурсом. Недовольства подростка часто выливаются на родителей. Чтобы были силы достойно на это реагировать и не использовать фразы, перечисленные выше, нужно заботиться в первую очередь о себе. Организовывать себе классные мероприятия: сходить на свидание, на танцы или в студию керамики. Это переключает внимание и сокращает тревогу. Когда лепишь кружку, не думаешь про домашку.

Вспомнить о том, что вы не только родитель. Когда подросток отстраняется, родитель может столкнуться с «синдромом пустого гнезда». В этот момент важно вспомнить, какие у вас еще есть роли: жена, брат, дочь, друг, коллега, руководитель. Уделять внимание другим аспектам своей жизни, и не уходить с головой в родительство.

Записаться к психотерапевту. В первую очередь, самому. Если ребенок говорит, что с ним все ок, а родитель все равно тревожится — это нормальный запрос к терапевту. Если вы узнали себя (или своих родителей) в одной из фраз выше — это ок и тоже хороший повод пообщаться со специалистом.
Частная школа с гуманным подходом к ребенку
Приходите на личную встречу с куратором школы.
Частная школа с гуманным подходом к ребенку
Приходите на личную встречу с куратором школы.
Эксперт: Ксения Денисенко
Фотографии: Катя Никитина
Текст и верстка: Саша Родной
Раз в месяц присылаем новые статьи на почту
Подпишитесь на рассылку Моей Школы